Владимир Аветисян, учась в школе, как вспоминают одноклассники, совершенно искренне радовался исключительно собственным оценкам и обновкам. А еще успеху у юных дам, которого он добивался благодаря гитаре. Любовь к собственной персоне у него сохранилась на всю жизнь. Впрочем, если уж на то пошло, то именно здоровое честолюбие, но никак не альтруизм, и движет вперед человечество. Беда в том, что иногда оно на поверку оказывается обычным мелким тщеславием.

Впервые оно у нашего земляка проявилось в середине 90-х годов, когда на первую годовщину «Волгопромгаза» пригласил не какую-то отечественную попсозвездочку, а мировую звезду Патрисию Каас. И легко, как сообщалось тогда в прессе, отстегнул ей невиданную по тем временам сумму в 200 штук «зеленых». Это, не считая расходов на банкет для избранных, где на столах стояла масса опять же невиданных по тем еще голодным временам напитков и закусок. И добился-таки своего. Об этом празднике жизни, пусть и не всегда в приятных тонах, написали тогда не только все местные, но даже и общероссийские СМИ.

В результате Владимир Аветисян стал известен всем. И совершенно неважно, что о нем говорили, главное, что с языков, страниц и телеэкранов имя его не сходило. С тех пор он и привык быть первым всегда и везде в масштабах губернии. Тем более что вскоре после того праздника стал чуть ли не правой рукой губернатора.

Но время шло, и на этой же территории стала подрастать молодая поросль. Вдруг, как бы откуда ни возьмись, появилась группа «СОК». Легко и непринужденно, без лишних пыли и шума она стала подгребать под себя лакомые куски местного бизнеса. Но не просто подгребать, а весьма успешно управлять им и развивать его.

И хотя практически нигде СОК не пересекался с ВПГ, отцу-основателю последнего это сильно не нравилось. Как так, он великий и ужасный, а какие-то молодые волки то и дело легко его обходят? Мало того, что область под себя подгребли, так еще и в другие губернии свои щупальца раскинули. Тогда-то в подконтрольной ВПГ газете «Будни» и появилось что-то вроде доноса в правоохранительные органы. Там была напечатана вся структура СОКовских компаний с указанием всех их учредителей, самой популярной профессией которых на момент учреждения была профессия частного охранника. Дескать, посмотрите, правоохранители, может ли быть честным бизнес, если им занимаются такие непрестижные люди? Ожидаемого не случилось, никто так и не стал заниматься доносом, поскольку давно уже наступило то легендарное время, когда каждый чистильщик обуви или рубщик мяса получил право стать миллионером. Но вот в самом СОКе, который в то время избегал любой публичности, говорят, эта публикация произвела сильный эффект. Там поняли, что у них появился серьезный противник, который ни перед чем не остановится.

С тех пор в Соке утекло очень много воды. Обе структуры, хотя и поглядывали с большой опаской друг на друга, но потихоньку вынуждены были сближаться. Поняли, что, помимо захвата бизнеса, надо для его успешного процветания еще и власть захватывать. А в одиночку сделать это весьма проблематично, ни сил, ни средств не хватит. Да и система сдерживаний и противовесов ох как нужна. Если кого-то одного пустить во власть, значит, подписать приговор другому.

Тогда-то, очевидно, и родился план захвата власти в областном центре, мэр которого ну никак не хочет симпатизировать местным олигархам и никаких преференций им не дает. «Общее дело», что в переводе на итальянский звучит как «коза ностра», объединило на какое-то время прежних неприятелей и принесло им частичный успех. Совместные действия ВПГ, СОКа и примкнувшего к ним «Волгобурма-ша» позволили провести в гордуму своих людей, которые сейчас ведут борьбу за отстранение от власти мэра. И хотя борьба эта, как говорят, идет под руководством одного из лидеров ВПГ, первенство в ней постепенно захватывают депутаты от СОКа. Его вице-президент Виталий Ильин уже видит себя главой представительной власти. А ВПГ, точнее, его ставленнику Анатолию Афанасьеву, в свое время потерпевшему сокрушительное поражение на выборах мэра, как пишут в СМИ, достанется, да и то не факт, лишь исполнительная власть, жестко подконтрольная власти представительной. Значит, опять впереди молодые волки.

И потому снова взыграло тщеславие Владимира Аветисяна. А тут еще не он, а глава СОКа Юрий Качмазов объявлен первым долларовым миллиардером региона. И тут же издание ВПГ — «Самарское обозрение» — выдает на-гора всю схему построения империи СОКа, этой самой непубличной организации не только региона, но и, пожалуй, всей страны. И весьма навязчиво проводит мысль о том, что весь этот бизнес абсолютно непрозрачный, а потому честным изначально быть не может. Словом, тот же материал, что был и в «Буднях», только на качественно новом уровне. В самом СОКе эта публикация вызвала эффект теракта. Чего-чего, а такого от пусть и временных, но все-таки союзников никак не ожидали…

Если написать «олигарх олигарху…», то, благодаря богатому русскому языку, у такого начала может быть три варианта продолжения. Первый:»… друг, товарищ и брат», второй: «…волк», третий: «…глаз не выклюет».

Похоже, совсем скоро все мы узнаем, какое из Них самое верное.

Валерий ЗАЙЦЕВ.

«Московский комсомолец» в Самаре-Тольятти

13.04.-20.04

*