Сегодня на расширенном оперативном совещании Правительства Самарской области рассматривался вопрос о ходе эксперимента по организации управления образованием на основе создания образовательных округов на территории Самарской области. О реформе образования в области рассказал министр образования и науки Самарской области Ефим Коган.

Самарская область – автор многих проектов, которые затем реализуются и на федеральном уровне. В Концепции модернизации российской системы образования до 2010 г. много позиций, связанных с опытом Самарской области. Это, прежде всего, новая система управления образованием на основе образовательных округов.

Э та задача была поставлена Губернатором области и изложена Президенту РФ В.В. Путину. Результатом стало Распоряжение Правительства РФ с поручением Министерству образования РФ и Администрации Самарской области провести эксперимент по управлению образованием на основе образовательных округов.

Постановлениями Губернатора области уже созданы 11 территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области, в которые входят все муниципальные образования области, за исключением Самары и Тольятти.

Если раньше границы образовательного пространства пролегали там же, где и границы самого муниципального образования, то теперь они расширились до границ округа. Округ, объединив несколько муниципалитетов, объединил и образовательные ресурсы, что позволяет использовать их более эффективно и рационально.

В результате, перераспределились и полномочия. За местной администрацией осталось содержание и ремонт зданий школ и детских садов, а кадровую и организационную координацию образовательного процесса осуществляет теперь непосредственно руководство округа – территориальное управление министерства образования и науки. Это закреплено в договорах о совместном учредительстве муниципальных образовательных учреждений между министерством образования и науки Самарской области и органами местного самоуправления.

Кроме того, образовательные учреждения Самарской губернии перешли на нормативное финансирование. При этой форме бюджетных отношений образовательное учреждение получает норматив как стоимость обучения одного учащегося и формирует свой бюджет, исходя из количества учащихся, а не педагогов и администрации. Так, каждый ученик, пришедший в школу, приносит ей часть государственных денег, выделяемых на образование. Поэтому школы становятся заинтересованными в предоставлении качественного образования. К слову, на днях министр образования РФ Владимир Филиппов заявил о том, что намечаются значительные изменения основ экономики образования, заключающиеся в переходе от сметного финансирования к финансированию по результату, то есть по объему и качеству образовательных услуг. Подобный подход – нормативное финансирование — на территории Самарской области реализуется уже на протяжении нескольких лет.

Образование округов предполагает не только расширение образовательного пространства, но и реструктуризацию системы существования школ, создание образовательных центров.

Образовательный центр – достаточно новое явление в системе образования. В отличие от простой сельской школы это скорее сеть школ–филиалов, объединенных вокруг центральной школы полного общего образования. Цель создания такого комплекса в том, чтобы обеспечить равный доступ к качественному образованию любому ребенку школьного возраста, независимо от того, проживает он в крупном селе или маленькой «умирающей» деревне. Получая начальное и, возможно, среднее образование в школе-филиале по месту жительства, в дальнейшем ученик переходит в старшую ступень центральной школы. Но с первого класса до выпускного школьник является учеником именно образовательного центра. Здесь ему предоставляются такие возможности, которые по многим причинам не может обеспечить небольшая сельская школа: например, доступ к новейшим информационным технологиям, выбор профиля обучения, ресурсы медиатеки и т.д.

В структуру образовательного центра входят ресурсные центры как методическая база повышения квалификации и переподготовки педагогических и административных кадров. Ресурсный центр также является новой структурой для российского образования. Сегодня требования к качеству образования напрямую связаны с новыми информационными технологиями, умением использовать различные ресурсы как в процессе обучения, так и для самостоятельной работы школьников. Однако далеко не каждой сельской школе по карману содержать дорогостоящую технику, обеспечивать переподготовку и повышение квалификации своих учителей, отправляя их на курсы в областной или районный центр. Эти проблемы, наряду с другими, и призван решить ресурсный центр. Его задача – аккумулировать все новейшие информационные и прочие ресурсы, организовать их так, чтобы они были удобны для использования педагогами сельских школ.

В образовательные округа помимо образовательных учреждений общего среднего образования входят и учебные заведения профессионального образования, что позволяет обеспечить всю полноту образовательных услуг на территории округа.

В целях укрепления связей сферы образования с местным сообществом и увеличения открытости сферы образования создаются общественные органы управления образованием – так называемы попечительские и общественные советы.

Каковы же результаты реформы? Это многоканальное финансирование на условиях полной прозрачности прохождения средств: каждый учредитель финансирует свою зону ответственности. Это отсутствие долгов и задержек по заработной плате, другим социальным выплатам (стипендии, методическая литература, питание). Бюджет по образованию исполняется на 100%, повысилась эффективность использования бюджетных средств: наполняемость классов в сельской школе увеличилась с 10 до 15 человек. Кстати, ряд психологических исследований свидетельствуют о том, что если ребенок учится в классе, где менее 15 человек, то он хуже социализован и имеет более низкую успеваемость. Это подтвердили и результаты ЕГЭ. Средний бал по итогам экзаменов выпускников, обучавшихся в малочисленных классах, был гораздо ниже результатов учеников обычных классов.

По словам Е.Я. Когана, «в результате реформы образования расширяется доступность качественного образования для учащихся и растет эффективность использования ресурсов на данной территории».

В ближайшее время предстоит решить еще ряд вопросов: внести изменения в федеральное и региональное законодательство для закрепления новой структуры управления, разработать и ввести модели округов в г.г.Самаре и Тольятти, провести анализ эффективности новой модели образования, сообщает Главное управление общественных, межрегиональных связей и информационной политики Самарской области.

*