Вчера отмечался Международный день охраны памятников и достопримечательных мест. Статус этого праздника как события международного характера свидетельствует о непреходящей ценности культурного наследия и актуальности его сохранения для всего человечества, К сожалению, в нашей стране ситуация, связанная с сохранением культурного наследия, находится в запущенном состоянии.

Извечный русский вопрос — «Кто виноват?» -задавать даже не стоит. Ответ лежит на поверхности — нет денег. На другой столь же извечный вопрос — «Что делать?» -отвечает руководитель Поволжского управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Светлана Жданова:

— Была бы другая экономическая ситуация, то у нас, наверное, хватило бы ума и души, сердца и профессионализма, чтобы восстановить превратившиеся в руины памятники нашей истории и привести в порядок то, что ещё не превратилось в руины. Но коль скоро нет денег и в ближайшем будущем, скорее всего, не предвидится, нужно искать принципиально иной выход из сложившейся ситуации.

В связи с этим в последнее время правительство ставит задачу об ускоренном переходе к приватизации памятников истории и культуры. Это достаточно спорный вопрос, требующий очень бережного и тщательного подхода к своему решению. Несовершенство и противоречия, существующие сегодня в законодательстве, оставляют много лазеек для нечистоплотных людей. Поэтому всем специалистам, которые будут участвовать в процессе приватизации памятников истории и культуры, необходимо в короткие сроки овладеть юридическими знаниями, чтобы в дальнейшем не допустить каких-либо непоправимых ошибок.

Переход к приватизации — это основная стратегическая задача. Но есть и более насущные на сегодня задачи, которые предстоит решить до того, как мы перейдём к приватизации.

— Какие?

— Необходимо провести подробнейшую инвентаризацию того культурного наследия, которое мы имеем, и посмотреть, в каком состоянии всё это находится. В частности, все памятники истории и культуры делятся на три категории: федеральные, находящиеся в ведении субъектов Федерации и муниципальные. Есть масса памятников, относящихся к категории федеральных, которые связаны с нашим революционным прошлым. Поскольку сегодня в стране совершенно иные реалии, то нужно разобраться: какие из них оставить в «федеральном списке», а какие — перевести в «местный» или вообще вывести из категории охраняемых. Например, были в Самаре люди, причастные к революционным процессам, но место которых в истории несравнимо с Лениным или тем же Куйбышевым. Я уж не говорю о родственниках мужей сестёр Ленина… Но повторю: этот процесс требует бережного и взвешенного отношения.

— На Самарской площади в областном центре уже не первый год как бельмо на глазу стоит обнесённый забором двухэтажный деревянный дом. Его не сносят, потому что он памятник, но и не реставрируют, вероятно, по той же причине…

— По генплану в этом месте должен быть выход из метро. И существует принципиальное решение о переносе этого дома на специальную площадку, на которой планируется собрать целый ряд деревянных домов, ещё сохранившихся в Самаре и относящихся к категории памятников архитектуры, но которые по тем или иным причинам не могут оставаться на тех местах, где они сейчас находятся. Но муниципалитет до сих пор не выделил такую площадку. Есть вариант переноса этого дома с Самарской площади к историко-краеведческому музею имени Алабина на место сгоревшего здания, но и здесь городская администрация хранит молчание.

«Волжская коммуна» № 70 (25374) от 19.04.2005.

*