В 2004 году Самарская область значительно ускорила темпы социально-экономического развития, в частности, прирост валового регионального продукта составил 8,1%, что гораздо выше, чем в других российских регионах. За счет чего удалось достичь таких показателей?

Как известно, после кризиса 1998 года в стране были очень бурные темпы роста ВВП по отдельным отраслям. В основном увеличение шло в легкой и сельскохозяйственной промышленности. Области индустриальные несколько отставали. С одной стороны, мы получили карт-бланш с низким курсом рубля, увеличением своих возможностей и снижением импорта. С другой стороны, было понятно, что в отраслях «с высоким содержанием индустрии» нужна система технического перевооружении. А это возможно сделать только постепенно.

Да, мы использовали позиции отечественного рынка для перевооружения этих отраслей. Но при этом импортные цены достаточно сильно возросли, и позиции технического перевооружения в индустрии были очень тяжелыми. Проводились совещания и научные конгрессы о роли инвестиций в Самарскую область, связанные с поддержкой промышленности в губернии. К 2002 году уже образовалось несколько явных кластеров в промышленности и экономике области, в частности, в автомобильной промышленности, в нефтедобыче и нефтепереработке, в химической и авиационно-космической отрасли, в строительстве и сельском хозяйстве. Многие не считают сельское хозяйство кластером, так как оно сейчас дает в бюджет менее 1%. Затраты на него велики, а отдача маленькая. Но это временные неудачи.

Исходя из этих позиций нам удалось ситуацию перевернуть и получить серьезные вливания, например, в СП «GM-АвтоВАЗ» — на развитие проекта «Шевроле-Нива». Кроме того, получили серьезные инвестиции на создание новой машины «Калина» — вазовской малолитражки совершенно другого класса. И сегодня это дает свои результаты.

Кроме того, мы должны понять, что индустриальная Самарская область «подтягивает» интеллектуальные возможности других. Можно, конечно, отметить, что сегодня мы потеряли достаточно много квалифицированных рабочих. Но у нас есть рабочие места для таких специалистов, значит, мы должны переориентировать экономику для подготовки кадров. К счастью, сохранились еще управленческие кадры в среднем звене и в разработках. При этом появилось много молодых интересных профессионалов.

В 2003 году принято решение об уходе одного доминирующего в экономике кластера — автомобилестроения. Будем активно поддерживать развитие химической и нефтехимической промышленности, позиции авиационно-космической отрасли. Если вы помните, по моей инициативе был принят закон об освобождении этих отраслей от налогов на часть прибыли. Освободившиеся таким образом средства направляются на зарплату рабочим и обновление основных фондов. Это тоже дало свои результаты. Так, сегодня мы можем говорить о том, что на предприятиях появились молодые, энергичные руководители, которые проходят хорошую школу с теми, кто уже работает. И лучшая иллюстрация этого — Сергей Лихарев, управляющий директор ОАО «Авиакор — авиационный завод», и его работа на предприятии. Я благодарен руководству «Базового элемента» и С.Лихареву за то, что завод начинает выходить из кризиса. Сегодня достаточно стабильные перспективы роста. Самолет — это еще и комплектация, а очень много комплектующих мы в состоянии делать у себя.

Если говорить об автомобилестроении, как вы оцениваете положение «АвтоВАЗа»?

Эта тема очень серьезная и большая. В Японии, например, была компания «Субару», имевшая эксклюзивное право на поставку автомобилей в Израиль. К концу 70-х годов эта компания стала приходить в упадок. Она не завоевала никаких рынков вне Японии, да и там стала терять покупателей, стало ухудшаться качество. Аналитики пришли к выводу, что именно эксклюзивное право на поставки в Израиль компанию и расслабило. Наш «АвтоВАЗ» не должен находится в расслабленном состоянии, он должен постоянно заботиться о перспективном и модельном ряде автомобилей, о качестве компонентов, поступающих на автозавод и производимых заводом, и, конечно, о качестве и цене продукции. Сегодня «АвтоВАЗ» уже имеет ряд достаточно серьезных позиций, это и «Калина 1118», и «Нива» совместного производства. Я думаю, что завод находится в нормальной ситуации.

Имея 74% рынка легковых автомобилей, он — достаточно серьезный монстр для одной седьмой части суши. Но мы должны понимать, что повышение качества и снижение себестоимости автомобиля связаны с серьезными социальными проблемами «АвтоВАЗа». Это я говорю не как политик, а как экономист. Нам придется сегодня закрывать большое число рабочих мест. Это можно делать поэтапно, допустим, с учетом выхода рабочих на пенсию или перевода в другие производства, а можно — резко, сократив 5-10 тыс. работающих. Это серьезная проблема, которая мешает «АвтоВАЗу». К ней добавляется внешняя — с автокомпонентами.

Возвращаясь к разговору о совместном производстве автомобилей, можно поднять ряд вопросов. В частности, нам обещают, что двигатели будут поступать бесплатно. Но поступают они в комплекте с масляными насосами, бензонасосами, карбюраторами, масляными и воздушными фильтрами и стартерами-генераторами. Все эти позиции освоены в Самаре, все товары на уровне мировых производителей. Я думаю, что будет серьезный удар по Волжскому автомобильному заводу. Однако, Владимир Каданников (председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» — ИФ) — человек, серьезно разбирающийся в автомобилестроении, еще в 90-х годах начал создавать индустриальный парк возле «АвтоВАЗа». И это дело пошло, в него были вложены огромные инвестиции, поэтому, я думаю, завод выживет. Рынок есть, качество машин есть. Ну, будет у завода не 74% рынка, а 72%.

Согласно данным социально-экономического развития Самарской области за 2004 год, рост производства достиг 88% от уровня 1990 года. Можно ли в этом случае прогнозировать, когда мы достигнем стопроцентного показателя или этого не стоит ожидать в ближайшее время?

Стоит. Если мы возьмем за точку отсчета 2005 год, учитывая, что экономика уже работает, и мы преодолеем трудности, связанные с многомесячным отсутствием НДС на комплектацию из-за рубежа, думаю, что к 2008-2009 годам мы достигнем этого уровня. Сейчас идет серьезный рост авиационно-космического и сельскохозяйственного производств, резервов непочатый край.

Большой резерв в нефтедобыче и химической промышленности. Немножко затих проект «Новы», связанный с миллиардными вложениями в строительство нового завода, но, я думаю, здесь причиной является в основном политическая конъюнктура, а не конкуренция. Еще у нас очень большие резервы в энергетике. Но мы должны понимать, что производство электроэнергии должно сегодня вестись не на старых мощностях с низким КПД, нам нужны другие мощности в энергетике.

Бюджет Самарской области один из немногих, в котором отдельной строкой прописаны инвестиции. В какие отрасли будут направляться в 2005 году эти бюджетные средства?

Мы не можем направлять инвестиции просто так, потому что захотелось, — существует конкурс инвестиционных проектов. В результате мы представляем льготы и гарантии. Кто выиграет конкурс, тот и будет иметь возможность получить эти льготы и гарантии.

Я думаю, что сегодня достаточно интересной для инвестиций остается нефтяная отрасль. На последнем тендере мы за шесть разыгранных месторождений получили более 4 млрд. рублей. Сегодня нам, правда, от этого ни горячо, ни холодно. А раньше бы 2 млрд. остались у нас. Чуть позже осталось бы 30%, то есть 1 млрд. Сегодня же ничего не остается. Это не совсем правильно, потому что субъекты, которые в порядке перераспределения какие-то ресурсы получают, не ведут никакой работы в области экологии, в отличие от нас.

Тем не менее, нефтяная отрасль остается интересной для инвестиций. Остается позиция нефтепереработки, химическая промышленность. Например, в «Куйбышевфосфор» уже вложены большие деньги. Рабочие кадры, научная и учебная базы Тольяттинского государственного университета — все это лучше, чем в Казахстане и Узбекистане. Поэтому, я считаю, сегодня выгоднее сырье привозить оттуда, а перерабатывать здесь.

Есть люди готовые работать с нами в химической промышленности, но пока дальше разговоров дело не идет. Мы сами активно приглашаем предпринимателей из Словении, Швейцарии, Германии, Франции для производства лекарств. Активно идут в строительный бизнес инвесторы некоторых стран, в частности Турции.

Очень активно также ведет работу корпорация «СИБУР», где молодое и энергичное руководство. Они сейчас выводят из кризиса «Тольяттикаучук», занимаются и энергетикой.

Мы, конечно, также будем рассматривать вопросы, связанные с развитием технопарка. Пусть молодежь приходит, учится, будем обеспечивать их служебным жильем. Нельзя допустить, чтобы люди с идеями и разработками «утекали» за рубеж. Они должны работать в Самарской области на ее экономику.

И еще, я считаю, имеют смысл вложения в пищевую переработку. Объемы производства сельскохозяйственной продукции растут, рынок заполнен нашим продовольствием на 48-52%. Можно вкладываться сегодня в мясное и молочное производство, в производство яиц и овощной продукции, потому что современные технологии позволяют иметь гарантированный урожай.

То есть сельское хозяйство тоже является перспективным для области в плане привлечения инвестиций?

Да, российские инвесторы уже вкладываются. Ряд зарубежных — тоже. В частности, голландцы, датчане, французы, от них есть конкретные предложения. Но у них есть интерес в несколько иной структурной системе. Они хотят строить хозяйства, что называется, на ровном месте, а мы более заинтересованы в возрождении существующих. Проблема еще и в том, что когда строились нынешние животноводческие комплексы, у них не было в собственности земли. А инвесторы хотят сделать гарантированное производство кормов, а рядом — ферму. Пока идут переговоры, окончательная договоренность еще не достигнута. Французы готовы работать по мясному направлению, но мы выбрали позицию москвичей и канадцев, инвестирующих в производство инструментария для увеличения поголовья.

Как влияет на приток инвестиций неопределенная ситуация, сложившаяся сейчас вокруг должности губернатора?

Сильно влияет. Понятно, что есть претенденты. Но инвестору нужно прийти и заручиться поддержкой официальных лиц. Титова большинство инвесторов, как действующих, так и потенциальных, знает. А многих претендентов — нет. Такая ситуация сейчас складывается не только в Самарской области. Мы ее стараемся преодолевать.

Вы не пытались поставить перед президентом вопрос о доверии?

Считаю, что мое дело — сидеть и работать. И не дергаться. Суета всегда привлекает внимание, но не всегда оно оказывается положительным.

Первой точкой для нас станет старт самолета Ан-140 — это специальная программа. Вторая позиция — посевная. Также очень важно пройти паводок.

Я думаю, что нужно заниматься своим делом — это всегда значительно плодотворнее, чем симпозиумы, форумы, война PR-ов и т.д. Вы же заметили, сколько на меня было нападений в прессе, я ничего не отвечаю, спокойно работаю. Нужно будет — поясним. Спросят — дадим.

То есть вы не будете ставить вопрос о доверии?

Я не могу так сказать. Мне сегодня интересно, я наблюдаю за развитием событий. У меня есть время до 20 мая. Позже уже будет неприлично. Можно сидеть, рассуждать, работать. И думать — нужно это делать или не нужно. Мы же не знаем, кто будет в списке, который положат на стол президенту, будет там 15 человек или два? Поэтому нужно работать, думать и смотреть.

15 апреля 2005 года,

16:04

Interfax

***