Лишь один процент детей вообще не боятся темноты — считают психологи. Это самый древний и живучий вид страха. Вопрос в том, почему же он все-таки возникает?

— Темноты я боюсь — сознается семнадцатилетний Леша — до сих пор сплю с включенным светом. Это потому что дед у меня юморист. Храбрость во мне воспитывал. Когда я был маленьким, родители часто меня к нему в село отвозили. Вот сядем мы с ним ночью, он свет повсюду выключит, и начинает страшные истории рассказывать. Про мертвецов бродячих, привидений, злобных карликов. А потом и отправляет меня к речке за водой. В темноте с обрыва спускаться жутко страшно было. Или еще поднарядится могилы копать, и меня с собой берет. И тоже ночью, чтоб страшнее было. Сам копает, и еще ужасы рассказывает. А я рядом стою и трясусь весь. С тех пор я ночью даже в туалет не отваживаюсь сходить. Кажется, что только ноги с кровати опущу, сразу вцепится в них кто-то злобный и страшный, что под кроватью прячется.

Реклама

Только не надо смеяться над этим рассказом! Таких как Леша — тысячи и десятки тысяч. Многие из них взрослые, некоторые уже на пенсии. Детей и внуков имеют. А до сих пор спят со светом. Да-да, определить тех, кто боится темноты, можно по светящимся окнам. Все они врубают ночью свет, чтобы побороть страх, въевшийся глубоко в подсознание. А любопытным приводят для отвода глаз вполне разумные причины — чтобы воры не залезли или чтобы ненароком на любимую кошку не наступить.

Раньше считалось, что темноты боятся лишь те детишки, которых, как Лешу, старшие хорошенько запугали «бабьими сказками». Однако это не совсем верно. Многие наверняка видели как стайка детишек окружает взрослого и канючит:

— Ну расскажи сказку! Да пострашнее! — и с восторгом слушают рассказчика. Может все дело в интонациях, с которыми рассказывается история. Когда чувствуется в них легкий юмор, похождения чертей и мертвецов кажутся просто забавными, и не более. Другое дело, когда цель сказочника — именно запугать малыша до полусмерти.

— Раньше наш Мишенька темноты не боялся — горячится его мамаша — А теперь с воплями выбегает из темной комнаты, спать его без света не уложишь — все Баба Яга мерещится. Это после того, как наслушался от няньки всякой жути. Няньку мы уволили, а что теперь с ребенком делать?

Мише как раз четыре года. Самый возраст, когда, по мнению психологов пробуждается в детях страх темноты. А затем, к шести годам он должен благополучно исчезнуть. Однако исчезает-то он далеко не у всех! Так в чем же причина?

— Человек — животное дневное — говорит психотерапевт Андрей БОБРОВ — Как не крутись, не волк и не филин, и даже не кошка, чтобы в темноте видеть. Так что ночь то самое время, когда мы полностью беспомощны. А теперь представьте, каково было нашим предкам, когда за стенами пещер у них бродили саблезубые тигры, гигантские медведи и прочие твари. Умели они подкрасться так незаметно, что наверняка казались сверхъестественными. Один шаг в сторону от костра, и поминай, как звали. С тех пор и въелся в нашу душу этот страх, стал, что называется, архитипическим. Да и в дальнейшем условия жизни не сильно способствовали его исчезновению. Разбойники и воры традиционно предпочитают действовать по ночам…

Маленькие дети очень близки своим сознанием пещерным людям — объясняет Андрей Иванович — та же непосредственность, открытость чувств и эмоций, еще не задавленных воспитанием, то же удивление пред миром и попытки всему вокруг придумать объяснение. Поэтому дети так любят сказки. А сказки — это как раз инструмент познания мира пещерными людьми. Да-да, все так давно известные и любимые наши герои и Лиса с Волком, и Медведь, и Колобок, и компания злодеев — Баба Яга с Кощеем и Змеем Горынычем родом аж из неолита. По крайней мере в эти времена уходят наиболее древние пласты сказок.

Сказочные образы, пробуждают в сознании ребенка древние архетипы, которые он переносит на окружающий мир. Например, страх ребенка перед притаившейся в спальне бабой Ягой возникает не просто так, а на фоне проблем с матерью или бабушкой. Той значимой для него женщиной, которую в воображении можно представить как злобную и опасную старуху-людоедку. Конечно, не просто так, любимая мать вдруг принимает черты злобной ведьмы. Сначала между ними должен возникнуть конфликт. Что-то, что показалось ребенку обидой и несправедливостью. С точки зрения взрослого это может быть пустяк, вроде отнятой игрушки, но для ребенка пережитые чувства имеют огромное значение. И сохраняются надолго. Даже когда сами события надежно изгладились из памяти. А излишняя строгость и критичность эти чувства только усиливает. Появление в страхах Кощея или огромного медведя свидетельствует о проблемах с отцом. Причем проблемы родителей между собой, ругань, дебоши усиливают страхи.

Как же с ними бороться? Еще Сухомлинский предлагал такой трюк — отправить ребенка в темную комнату за нужной (якобы) вещью. А когда он вернется, встретить его, как героя, похвалить, можно даже наградить чем-нибудь вкусным. Вот только не на каждого ребенка такой способ действует. Другого в темноту никакими силами не загонишь. Стыдить, уговаривать — все бесполезно. В таких случаях нужно пойти на уступки собственному чаду. Хочет спать со светом — пусть спит. Потом его можно незаметно выключить.

Главное, основательно занятся лечением страха. Пусть малыш нарисует то, что так пугает его во тьме. Рассмотрите его рисунки — что там — волки, чудовища, змеи? Все эти ужасы гнездятся в его подсознании. И если их оттуда не выкорчевать, они там останутся навсегда, и будут диктовать свои условия уже во взрослой жизни. Поэтому придумайте для него новую сказку, где все злодеи становятся добрыми или хотя бы безобидными. Пусть он ее нарисует — это даст возможность новым образам вжиться в его подсознание. Или проиграйте ее по ролям в игрушки. Этот способ поможет не только избавится от страха темноты, но и «выключить» те факторы, которые его вызвали. Они просто потеряют свою значимость.

Есть еще один способ — сделать темноту уютной и притягательной. Для этого опять надо поиграть с ребенком — накрыться с головой одеялом ( выключить свет, если уж совсем боится, то оставить небольшую подсветку) и представить что вы — два медвежонка, бобренка, лисенка и т. д., которые сидят в теплой, уютной норке, а на улице — мороз, ветер. Такие ежедневные игры перед засыпанием приведут к тому, что страх начнет ослабевать, и потихоньку исчезнет совсем.

Эти методы не помогут в том случае, если вы сами боитесь темноты. Дети — отличные психологи, и втихомолку за вами наблюдая, легко установят, какие на самом деле чувства вы испытываете. И станут подражать вам, как своему идеалу. В таком случае лучше обратиться к психологу или психотерапевту. Вообще, психология находит много лестного в тех, кто боится темноты. Они и чувствительны, и обладают живым воображением, возможно, в них кроются художники и поэты. Это тонкие, ранимые натуры, чувствующие мир кожей. Гораздо хуже, если ребенок темноты не боится. Часто это свидетельствует о задержке умственного развития или даже о шизофрении. Это конечно, совсем не обязательно — просто он может быть прирожденным храбрецом или очень конкретным человеком, для которого не существует того, чего нельзя пощупать. Вот только с воображением у него наверняка будут проблемы. Впрочем, не отчаивайтесь — в первобытных культурах учеников шаманов как раз набирали из тех, кто не боится темноты. Может, рядом с вами растет великий маг?

Катарина РАДЗИХОВСКАЯ, Devichnik.ru

16 апреля 2005 06:00

DELFI

***