Как стало известно еТатар.ру, «Зеленодольский судостроительный завод им. М. Горького» планирует наладить ежегодный выпуск 9-10 скоростных пассажирских паромов А45. Суда станут альтернативой «Метеорам». По словам заместителя генерального директора зеленодольского завода Сергея Никонова, вывод новой продукции на рынок целиком зависит от результатов испытаний головного судна А45, которые намечены на май-июнь текущего года. Стоимость скоростного пассажирского парома А45, по его словам, составит порядка 2 млн. евро. «В планах «Завода имени Горького» экспортировать А45 в Грецию, Китай и Индию», — рассказал еТатар.ру г-н Никонов.

Руководством «Завода имени Горького» и основным инвестором — Холдинговой компанией «Ак Барс» — планируется, что объем товарной продукции, выпущенной предприятием, возрастет с 850 млн. руб. в 2004 г до 1,6 млрд. руб. в 2005 г. В 2006 году объем планируется повысить до 2,2 млрд. руб., к 2007 г он, согласно прогнозам компании, достигнет 3 млрд. руб.

В структуре производства завода на долю гражданского судостроения приходится 35%, 25% — продукция машиностроения, до 20% — изготовление мостовых пролетных строений, остальное — оборонные заказы. До 50% продукции отправляется на экспорт.

Проект А45 был разработан конструкторским бюро «Агат Дизайн бюро» (Санкт-Петербург), а водометный движитель для судна — отделением морских систем ОКБ имени Сухого. Расход топлива А45 составляет 190 г на 1 кВт, мощность движителя 1140 кВт. Управление водометным движителем полностью автоматизировано. Новое судно рассчитано на дальность плавания 650 км. Нижний порог скорости составляет не менее 70 км/ч, осадка — 90 см.

Директор по маркетингу судостроительного завода «Вымпел» (г. Рыбинск) Дмитрий Беляков считает, что подобный проект, исходя из существующих сегодня реалий, большой популярности на российском рынке не достигнет. По его словам, строительство судов будет окупаться достаточно тяжело. «Цены за проезд на такого рода суднах, скорее всего, будут высокими, поскольку эксплуатация А45 дорого обойдется владельцам. Кроме того, существенно снижает рентабельность высокая стоимость горюче-смазочных материалов», — считает Дмитрий Беляков.

Представитель судостроительного завода «Волга» (г. Нижний Новгород) рассказал еТатар.ру, что «судя по мелкой осадке нового А45, данное судно имеет возможность ходить по малым рекам, что существенно расширяет географию его эксплуатации». По его словам, на пассажирском пароме, при разумном формировании ценовой политики, вполне успешно можно будет осуществлять высокоскоростные пассажирские перевозки по маршруту Нижний Новгород – Казань.

Аналитик компании «Регион» Евгений Шаго рассказал еТатар.ру, что в России рынок сбыта для подобных судов имеется, однако у пароходств по-прежнему не хватает средств на обновление своего парка. По его мнению, в данной ситуации производителям необходимо внедрять гибкую систему лизинга. «Что касается выхода А45 на экспорт, и, в частности, на рынок Европы, то Зеленодольский завод сможет успешно конкурировать с европейскими производителями «одноклассников». Прежде всего, из-за своей доступной цены», — считает г-н Шаго.

Аналитик компании «Атон» Алексей Жуков рассказал еТатар.ру, что оценивать успешность какого-либо нового проекта, запускаемого в отрасли гражданского судостроения России, достаточно трудно. Он объяснил это аморфностью отрасли. По словам аналитика, российские пароходства пока не рискуют вкладывать большие средства в обновление своего технического парка.

Ильдар Валеев

eTatar.ru

*