Татьяна Братчикова: "Мы 8 лет жили при тоталитарном режиме, пора вспомнить о настоящей демократии".
Принятие Самарской городской Думой нового устава, согласно которому глава города избирается не всенародным голосованием, а из числа депутатов, и все полномочия по руководству городским хозяйством и исполнительной властью передаются главе администрации города, нанимаемому по контракту, уже вызвало массу резких критических откликов у сторонников Лиманского. Сейчас стоит вопрос, пройдет ли новый устав необходимую для его вступления в силу регистрацию в правовом управлении администрации губернатора Самарской области. Свою оценку сложившейся ситуации дала в интервью Репортеру руководитель комитета по местному самоуправлению Самарской городской Думы Татьяна Братчикова.
— Сторонники Георгия Лиманского утверждают, что избирать главу города из депутатов Самарской городской Думы антидемократично, поскольку Самара — это город-миллионник, и его интересы должен представлять всенародно избранный мэр. Как вы можете прокомментировать такую точку зрения?
— Во-первых, я категорически не согласна с тем, что процедура выборов главы города, который будет выполнять обязанности только председателя Думы, из депутатского состава недемократична. В городе 35 округов, по каждому из них проходили выборы. В 33 округах выборы состоялись, по двум оставшимся округам назначены повторные выборы на 19 июня. Законодатель не случайно определил, что депутатов в городской Думе должно быть не менее 35. У нас чуть более 900 тыс. избирателей, и если посмотреть, какой процент явки был на выборах в городскую Думу, а также процент проголосовавших за тех депутатов, которые сейчас находятся в составе муниципального парламента, я уверяю вас, этот процент будет значительно больше, чем процент проголосовавших и явившихся на выборы главы города. И если сложить все эти цифры, то, думаю, будет очевидно, что интересы граждан представлены Думой значительно шире, чем главой города.
Во-вторых, когда я в июле 2004 года участвовала в выборах, то на всех встречах с избирателями мне задавали вопрос: «Когда в городе будет наведен порядок? Выбираем, выбираем, а результата никакого нет». Таким образом, я делаю вывод, что люди не получают ожидаемого результата от выборов главы муниципалитета.
И в-третьих, при новой системе выборов мэра происходит колоссальная экономия бюджетных средств. Мы как избиратели практически каждый год участвуем в каких-либо выборах, и все это выливается в огромные суммы, которые лучше направить на ремонт жилья, дорог, освещение города.
— О каких суммах идет речь?
— Это десятки миллионов бюджетных рублей. Если возвращаться к предыдущему вопросу, то добавлю — если люди избрали депутатов и тем самым оказали им доверие, почему же из этого состава парламентариев нельзя избрать главу города? Тем более, что по новому уставу полномочия главы города касаются только руководства Думой. А основная хозяйственная работа будет лежать на главе администрации, который будет нанят по контракту после серьезного конкурса. Причем конкурсная комиссия будет формироваться не только городскими депутатами, но и областными по представлению губернатора. И такой менеджер не будет заниматься политикой, что, как все мы знаем, наносит ущерб хозяйственной деятельности. На мой взгляд это идеальная схема управления. Кроме того, сама история уже подтвердила жизнеспособность этой схемы. Более 60% крупных городов США, где население превышает 1 млн человек, Австрия, Италия, Германия живут по точно такой же схеме, и уровень жизни этих стран всем известен. Поэтому мне кажется, что слова о том, будто население Самары лишается права выбора, это пиаровский, политический ход, за которым абсолютно ничего не стоит, все эти заявления голословны. А потом, о какой демократии можно говорить, когда мы уже 8 лет живем при совершенно тоталитарном» режиме, где вся власть в городе — законодательная, исполнительно-распорядительная — сосредоточена в руках одного человека? Пора вспомнить о демократии, то есть реализовать право самарцев на участие в местном самоуправлении. Эту возможность и предоставляет горожанам новый Устав Самары,
—Вы утверждаете, что новая система избрания мэра позволяет экономить средства, но то же голосование по отзыву мэра требует определенных бюджетных средств.
— Прежде всего, это инициатива жителей города, и мы не можем ее блокировать. В бюджете заложено около 2 млн рублей на проведение голосования по отзыву мэра. И голосование будет проводиться не депутатами, а городской избирательной комиссией. Если люди пошли на такой крайний шаг, как отзыв, значит, другого способа решения их проблем уже не осталось. Если инициативу поддержали уже 80 тыс. человек, поставивших свои подписи, это о многом говорит.
—Могут ли как-то помешать отзыву и регистрации нового устава митинги, устраиваемые оппонентами Самарской городской Думы?
— Я думаю, что митинги никакие могут на это повлиять. Мне искренне жаль тех людей, которые вынуждены принимать в них участие. Хотя я понимаю, что кто-то участвует в митингах за определенное вознаграждение, а кого-то просто увозят с работы, в основном это бюджетники. И об этом говорили через СМИ сами участники пикетов. Кстати, как раз недемократично закрывать школы, детские сады, чтобы везти людей на пикеты. Например, я знаю, что работников администрации Промышленного района собрали в автобусы и повезли к «белому дому», и только увидев видеокамеры, эти автобусы развернули и повезли людей назад. А если бы эти люди остались на митинге? Несколько часов были бы закрыты отделы районной администрации.
Я думаю, что единицы жителей Самары искренне, бескорыстно принимают участие в этих митингах. Остальные же либо подневольны, либо материально заинтересованы. Поэтому говорить о том, что они являются выразителями воли народа, по меньшей мере, несерьезно.
К тому же, отзыв — это очень демократичная процедура. Если ты высоко ценишь своего главу города, уверен в нем как в прекрасном хозяйственнике — приди и проголосуй против отзыва! А когда против отзыва администрациями районов по указанию городской администрации организуются акции протеста — это уже провокация, свидетельствующая о слабости и неуверенности в своей собственной позиции. Уверенный руководитель никогда такие методы использовать не будет нельзя в качестве живого щита выставлять абсолютно беззащитных людей.
— В какой стадии сейчас находится разбирательство по поводу оспаривания процедуры отзыва мэра?
— Насколько я знаю, дело по заявлению гражданки Александровой, которая является работником администрации Советского района и оспаривает регистрацию, приостановлено до рассмотрения заявления прокуратуры города. А прокуратура оспаривает само положение, в том числе прописывающее порядок отзыва выборного должностного лица — главы города.
— Насколько известно, основные доводы прокуратуры состоят в том, что на уровне субъекта РФ отсутствует закон, прописывающий отзыв главы города.
— А здесь и не требуется закона на уровне субъекта РФ. Объясню. Есть постановление Конституционного суда РФ от 2 апреля 2002 года, в котором абсолютно четко говорится, что отсутствие соответствующего закона на региональном уровне не является препятствием для того, чтобы устанавливать процедуру отзыва выборного должностного лица в нормативной базе на местном уровне. Тем более, что Конституционный суд — это последняя инстанция, и обжалование его решений не предусмотрено российским законодательством. Его постановление подлежит обязательному исполнению. К тому же прокуратура не обосновала, чьи права нарушены принятием этого положения, каким нормам законов он противоречит. А это значит, что заявление является необоснованным.
— Сколько человек должно проголосовать за отзыв главы города, чтобы он покинул свое кресло?
— На одного человека больше того количества людей, которое проголосовало за него на выборах четыре года назад, это примерно 170 тыс. человек.
— Если горожане отзовут Георгия Лиманского, кто из депутатов, по вашему мнению, будет претендовать на пост мэра?
— Мы этот вопрос еще не обсуждали. Выдвинуть свою кандидатуру может любой из депутатов либо его выдвинет та или иная группа депутатов. Но прежде чем перейти к решению этих вопросов, необходимо дождаться решения судов о возможности проведения процедуры отзыва. Если отзыв состоится, я уверена, что администрация Лиманского до последнего будет обжаловать его итоги, и процедура затянется на два-три месяца, то есть до осени.
— Новый Устав Самары должен рассмотреть Совет Самарской губернской Думы, по информации Репортера, депутаты могут «завернуть» этот документ.
— А на каких основаниях?
— Георгий Лиманский — депутат областного парламента, неформальный лидер группы «Народовластие». И как основание для неутверждения этого устава, возможно, приведут тот факт, что он не подписал этот документ.
— Ну и ради Бога, не подписал — и не надо. Я не думаю, что это может быть основанием для того, чтобы не принять устав. Этого и не нужно для получения заключения Совета губернской Думы. И потом, у Совета Думы нет полномочий «завернуть» устав. Губернская Дума должна дать правовую оценку документа. Если в заключении будет сказано, что недоработана такая-то статья устава или упущен какой-то момент, мы готовы рассмотреть все эти замечания. А если нам дадут отрицательное заключение по причине того, что «обожаем Георгия Сергеевича Лиманского и не хотим, чтобы все это так делалось», то, извините, это не основание. Тогда мы отдадим устав в правовое управление администрации губернатора и приложим к нему заключение, которое нам дадут в губдуме.
— По процедуре утверждения Устав города должен обязательно пройти регистрацию в правовом управлении администрации губернатора. Как вы думаете, встретит ли устав какие-то препятствия в «белом доме»?
— Судя по тому, как в последнее время складываются отношения в альянсе Лиманский — Титов, наверное, встретит. Хотя я с большим уважением отношусь к Константину Алексеевичу Титову, считаю его прекрасным политиком и разумным человеком. Бесполезных решений он принимать не будет. И прежде чем дать оценку уставу, проведет все возможные консультации и примет взвешенное решение. Очень надеюсь, что оно будет принято в интересах жителей Самары. Более того, областным властям невыгодно, чтобы муниципалитеты, находящиеся в губернии, нарушали федеральное законодательство. Это наложит тень и на губернатора.
— Сергей Сычев в среду на пресс-конференции заявил, что его правовое управление очень
серьезно сейчас изучает устав на соответствие закону.
— Оно и должно этим заниматься. Я думаю, его специалисты все изучат и дадут взвешенную оценку
— То есть, по-вашему, сейчас стоит только вопрос времени?
— Я думаю, да.
— Самарская городская Дума подала в суд на распоряжение Николая Колесникова о финансировании городского хозяйства по 1/12 от бюджета 2004 года. Как вы расцениваете шансы данного иска?
— Я уверена, что решение суда будет соответствовать действующему законодательству. В законе четко прописано, кто должен принимать бюджет, кто исполнять и кто несет ответственность за его неисполнение. Какая необходимость была финансировать город по одной двенадцатой, когда бюджет был принят Думой в декабре 2004 года? Тем более, что принятие бюджета никем и ни в каких судах не оспорено. Нет никаких объективных причин не исполнять бюджет, принятый представительным органом местного самоуправления. Чиновники не исполняют его только по политическим причинам, нанося тем самым ущерб функционированию городского хозяйства. Поэтому мы будем через суд добиваться исполнения бюджета. Это наша обязанность. Нас сейчас очень тревожит реализация плана мероприятий по празднованию 60-летия Победы. Мы заложили в бюджете 30 миллионов рублей на эти мероприятия. Администрация города, насколько я понимаю, не собирается как следует готовиться к этому празднику. А на эти деньги можно было бы отремонтировать десятки квартир ветеранов, оказать им материальную помощь, решить массу бытовых проблем.
«Репортер» № 14 (281) от 15.04.2005.
*