Один из крупнейших в мире автомобильных концернов Toyota Motor Corp. построит завод под Санкт-Петербургом мощностью до 100 тыс. авто в год. В четверг стало известно, что соглашение будет подписано на следующей неделе. Инвестиции в проект впечатляют. Они составят четверть миллиарда долларов. Аналитики считают, что губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко позаимствовала опыт московского мэра Юрия Лужкова по предоставлению особых льгот автомобильным инвесторам.

Кроме техцентров в России у Toyota

может появиться собственный завод

О том, что Toyota скоро начнет строительство завода в России, чиновники и эксперты отрасли говорили с конца 2003 года. Тогда Нижний Новгород посетил председатель совета директоров Toyota Хироси Окуда, который заявил, что окончательное решение о месте строительства завода будет принято весной 2005 года. Но вряд ли кто-то мог предположить, что заявления главы компании будут воплощены в жизнь с такой педантичностью. Знаменитый принцип работы Toyota — just in time, взятый на вооружение огромным количеством компаний во всех отраслях экономики по всему миру, сработал и на этот раз. В четверг представители компании заявили ГАЗЕТЕ, что официальное заявление о запуске проекта в России будет сделано 26 апреля.

Все основные параметры проекта в четверг в неофициальной беседе раскрыла глава департамента инвестиционной политики Минэкономразвития Светлана Ганеева. По ее словам, на следующей неделе будет подписан меморандум между компанией Toyota Motor, Минэкономразвития РФ и администрацией Санкт-Петербурга. Уже выбрана площадка для завода под Санкт-Петербургом в местечке Шушары. «Речь идет об очень крупном инвестиционном проекте промышленной, а не отверточной сборки, — заявила Ганеева. — В планах Toyota — довести производство автомобилей под Санкт-Петербургом с 25 тысяч авто в год на начальном этапе до 100 тысяч к моменту выхода на проектную мощность». Точные сроки запуска и реализации проекта, а также его стоимость Ганеева назвать отказалась.

Выбор Санкт-Петербурга в качестве площадки для строительства завода Toyota нельзя назвать неожиданным.

В конце прошлого года концерн пригласила в Санкт-Петербург лично мэр города Валентина Матвиенко. Активность первого лица Санкт-Петербурга можно считать единственным «преимуществом» этого региона перед рассматривавшейся ранее Toyota территорией Нижегородской области. В администрации города пока отказываются комментировать результаты переговоров с Toyota, ссылаясь на их незавершенность. Аналитик ИК «Проспект» Ирина Ложкина предположила, что Валентина Матвиенко позаимствовала опыт московского мэра Юрия Лужкова по предоставлению особых льгот автомобильным инвесторам. Напомним, что Лужков своим постановлением разрешил СП «Автофрамос» платить на 30% меньше за аренду земли, а также закрепил за СП льготные платежи за помещение и обещал содействовать рекламе данного производства.

Объем инвестиций Toyota в строительство нового завода сторонами пока не раскрывается. Аналитик ИК «Метрополь» Денис Нуштаев полагает, что речь может идти о сумме, сходной с вложениями Renault в СП «Автофрамос» — 250 млн. долларов. Для сравнения: инвестиции Ford в строительство завода во Всеволожске (Ленинградская область) составили 150 млн. долларов, General Motors в СП «GM-АвтоВАЗ» — 332 млн. долларов. Нуштаев уверен, что Toyota будет выпускать в Санкт-Петербурге наиболее дешевую из своих моделей в классе С — Corolla. В прошлом году в России было продано 47,5 тысячи автомобилей Toyota (третье место среди иномарок), из которых почти 13 тысяч пришлось на модель Corolla японской сборки при средней цене этого авто 22-23 тысячи долларов. «При локализации производства в Санкт-Петербурге Toyota постарается перебраться в наиболее перспективный в России сегмент иномарок стоимостью от 15 до 20 тысяч долларов», — полагает эксперт.

14.04.2005

Александр Борисов

ГАЗЕТА

***