Полет Денниса Тито в 2001-м и Майкла Шаттлуорта в 2002 годах, осуществленные на Международную космическую станцию (МКС) с помощью российских кораблей «Союз», а также три успешных суборбитальных вояжа первого в мире американского «туристического» корабля SpaceShipOne (SS1) в сентябре–октябре 2004 года сделали заатмосферные «экскурсии» явью. Однако если «турне» на борту орбитального комплекса остается пока уделом мультимиллионеров, то продемонстрированные SS1 «подскоки» на высоту порядка 100 км, сопровождаемые краткосрочным пребыванием в невесомости при возвращении на Землю, вполне могут быть доступны среднему классу.

Так может выглядеть «летающий отель» Роберта Бигелоу.

Предоставлено компанией Bigelow Aerospace.

Сразу же после первого полета «суборбитальника» встал вопрос о его более вместительном и совершенном преемнике. Для создания новой машины объединились три силы. Первая представлена Бартом Рутаном – конструктором SS1 и президентом компании «Скейлд Композитс». Вторая – одним из основателей компании «Майкрософт» и спонсором детища Рутана миллиардером Полом Алленом, который в настоящее время возглавляет фирму «Мохаве Аэроспэйс Венчурс». Третья – британским миллиардером Ричардом Бренсоном, владельцем авиакомпании «Верджин Атлантик Эйрвэйз».

Новый консорциум получил название «Верджин Галактик». Его цель – начать в 2007–2008 годах эксплуатацию флотилии из пяти суборбитальных «экскурсовозов», каждый из которых сможет поднять за пределы атмосферы пять человек. Общая продолжительность полета – 2,5 часа, из которых – три-четыре минуты невесомости при спуске с верхней точки траектории. Стоимость билета – около 208 тыс. долларов (самое дешевое «турне» на МКС составляет около 15 млн. долларов).

За пять лет «Верджин Галактик» планирует «прокатить» 3 тыс. человек. А всего, по словам президента этой компании Уилла Уайтхорна, к ним уже обратились 18 тыс. человек с просьбой зарезервировать им места в будущих суборбитальных вояжах.

Интерес, который вызвали у публики заатмосферные полеты, заставил Вашингтон еще в марте 2004 года издать закон под названием «Поправки к акту о коммерческих космических запусках от 2004 года». В этом документе прямо сказано, что правительство США поддерживает «космический туризм» по причине колоссального потенциала, который имеет этот вид деятельности для привлечения частного капитала к развитию новых космических транспортных средств. Не остались в стороне и ВВС США. В марте этого года они предоставили корпорации AERA, планирующей запустить в конце будущего года «Альтаирис» – шестиместный «суборбитальник», свой стартовый комплекс на мысе Канаверал.

В декабре прошлого года президент Джордж Буш-младший подписал закон, требующий обязательного лицензирования частных космических кораблей. Однако при этом глава Белого дома, чтобы помочь «встать на ноги» операторам суборбитальных «экскурсовозов», освободил их на восемь лет от соблюдения каких-либо жестких требований по обеспечению безопасности пассажиров и экипажей. Впрочем, если до истечения этого срока какой-либо из «туристических» кораблей потерпит катастрофу, то подобные требования будут тут же выработаны и введены в силу Федеральной авиационной администрацией (ФАА) при Министерстве транспорта США.

Тем не менее ряд конгрессменов посчитали подобную позицию президента слишком либеральной, а потому по их настоянию 10 февраля 2005 г. ФАА выпустила проект свода инструкций и рекомендаций относительно «космического туризма». Из них наиболее важными являются советы будущим заатмосферным путешественникам пройти медицинский осмотр перед полетом, а также подписать документ, свидетельствующий об их готовности принять на себя риск, связанный с подобным путешествием. Кроме того, организации, занимающиеся эксплуатацией «туристических» кораблей, должны поставить в известность пассажиров о степени надежности этой машины и провести с ними тренаж по мерам безопасности в ходе полета. Пилоты данных «экскурсовозов» должны иметь соответствующие лицензии, выданные ФАА, и пройти медкомиссию. Главное требование, предъявляемое к их квалификации, – они должны пилотировать «суборбитальники» так, чтобы при возникновении любых чрезвычайных ситуаций на любом этапе полета увести их от мест скопления людей.

Подобная озабоченность чиновников безопасностью обитателей будущих «туристических» кораблей обеспокоила сторонников заатмосферных «экскурсий». «Если правительство станет само регулировать вопросы безопасности космических полетов, это будет равносильно смертному приговору всей индустрии, – считает Майкл Келли, один из советников Министерства транспорта США, участвующий в разработке стандартов безопасности для космических «экскурсовозов». – Катастрофы с гибелью людей неизбежны. К частным космическим полетам следует пока относиться не как к транспортным перевозкам, а как к приключениям».

Но эти «приключения», как показывают последние события, действительно становятся одним из мощнейших «локомотивов» развития космической техники. По крайней мере из почти двадцати компаний из разных стран, планировавших первыми запустить в космос частный суборбитальный корабль и выиграть «приз Анзари» размером в 10 млн. долларов (который достался SS1), три – канадская «Да Винчи», американские «Спэйс Эксплорэйшн Текнолоджис» и AERA – все еще собираются сделать это.

Роберт Бигелоу, глава расположенной в Лас-Вегасе фирмы «Бигелоу Аэроспэйс», уже назначил приз в 50 млн. долларов тому, кто до конца этого десятилетия построит за частные деньги корабль, способный отправить в полет по орбите семерых человек. Причем машина эта рассматривается в том числе и как транспортное средство, предназначенное для доставки экипажей и грузов на разрабатываемый «Бигелоу Аэроспэйс» надувной орбитальный модуль размером 13,7х6,7 метра и объемом 330 кубометров. Уменьшенный прототип этого модуля под названием «Генезис» будет в начале следующего года выведен на орбиту украинской ракетой «Днепр». Так что в недалеком будущем возможно появление в околоземном пространстве «отелей», куда постояльцы будут прибывать на космических «лимузинах».

Юрий Караш

Об авторе: Юрий Юрьевич Караш — доктор наук (Ph.D.) США по специальности «космическая политика и международные отношения», член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

# 74 (3470) 13 апреля 2005 г.

Независимая Газета

***