Если, зайдя в комнату, вы обнаружили свою подругу в страстных объятиях другого, то у вас, вероятно, есть повод для некоторого беспокойства. А станете вы беспокоиться, если этот другой — персонаж компьютерного действа, и этим кем-то которым управляет человек, находящейся на другом конце компьютерной сети?

Для некоторых апологетов «Второй жизни» — сверхпопулярной многопользовательской ролевой игры — подобная виртуальная неверность сравнима с реальной.

Так что присматривайте за своими любимыми; некоторые платят очень даже настоящие деньги, нанимая частных детективов, чтобы следить за персонажами, в которых воплощаются их вполне реальные супруги.

Проверка на прочность

Как и следует из названия, «Вторая жизнь» — это сетевой мир, в котором люди создают собственные инкарнации и живут как бы в другом измерении, делая все, на что не решаются в жизни материальной.

Это воображаемый мир без эльфов и драконов, которых люди обычно ассоциируют с жанром фэнтэзи.

В игре вы можете купить собственный остров, построить дом своей мечты, стать известным кутюрье или отправиться на рыбалку, провести всю ночь в клубе или баре и, конечно, заниматься сексом. Виртуальным сексом, с виртуальными партнерами.

Именно эта последняя возможность заставляет некоторых людей — таких как Марки Макдональд и Бруно Бакенбергер — становиться игровыми детективами, которые шпионят за другими.

Они даже устанавливают «сладкие мышеловки», чтобы проверить верность того или иного персонажа.

Кадр из игры

«Вторая жизнь»: все удовольствия — и никакого риска

Гамлет Линден (в миру Вагнер Джеймс Ау, журналист, специализирующийся на «Второй жизни»), говорит, что многие воспринимают ту или иную ситуацию в сети лишь как еще один поворот игрового существования. «Они разыгрывают черные мелодрамы, ведут себя как коты, которые гуляют сами по себе, и совращают приличных леди», — говорит он.

Подобным же образом, добавляет Гамлет, какой-то персонаж может вступить в виртуальный мафиозный клан, а затем развязать криминальную войну с конкурирующей семьей. Для них это всего лишь фильм, в котором они играют главную роль.

Но, говорит журналист, ирония ситуации быстро сходит на нет, когда эти люди понимают, что им нужно нанимать детективов, которые будут следить за теми, к кому они неравнодушны — даже в том случае, если этого человека они знают только по игре.

И в этот момент фантазии отходят на второй план. В игру вступает жестокая реальность.

«Здесь ироничный скепсис сталкивается с настоящей дружбой, настоящими чувствами», — говорит Гамлет Линден.

И проблема эта существует не только во «Второй жизни». Есть много сетевых игр, участники которых испытывают вполне реальные чувства по отношению к своим виртуальным знакомым.

Один из случаев, которые описывал Вагнер Ау, рассказывает о том, как хорошо окончилась история со «сладкой ловушкой». Всё, на что решился объект слежки во время встречи с игривой виртуальной дамой, были лишь разговоры о его подруге из реального мира, которая, собственно, за ним и следила.

Уроки жизни

Кадр из игры

Это, в общем, жизнь. Но жизнь не в том виде, в котором мы ее знаем

Для тех, кто в нее не играет, «Вторая жизнь» — это забава. А для тех, кто ею живет, — куда больше, потому что в этом виртуальном мире они живут самими настоящими чувствами.

«Сюда приходят, чтобы поиграть в ролевые игры и получить наслаждение, — говорит Ау. — Но со временем людей начинают переполнять истинные чувства — страсть, верность, даже любовь — и все это к тем, кому они встретили в сети».

У разных игроков разные представления о том, где провести границу между безвредной игрой и тем, что может угрожать реальным отношениям.

Некоторые не станут даже «целоваться» через компьютер, а другие не видят ничего зазорного в виртуальном сексе с виртуальными людьми, особенно потому, что на другом конце может быть как мужчина, так и женщина.

«Это всего лишь некая фантазия, и в разумных пределах — просто забава», — говорит Кристина Нортэм из британской фирмы Relate, занимающейся консультациями в области человеческих отношений.

Но, добавляет она, важно, чтобы во всем присутствовал разум: «Прекрасно, если это именно игра, и вы осознаете это и не проводите за ней час за часом».

Проблема, по мнению Нортэм, возникает тогда, когда один из партнеров увлекается игрой, а второй совершенно не интересуется компьютером. В этом случае второй даже не имеет возможности нанять виртуального детектива, чтобы последить за поведением любимого человека в виртуальном пространстве.

Конечно, говорит Кристина Нортэм, человек, дни напролет погруженный во «Вторую жизнь» и заводящий отношения с другими виртуальными персонажами, вполне может столкнуться с серьезными проблемами, когда речь заходит о настоящих, осязаемых отношениях. И эти проблемы нуждаются в решении.

«Если ко мне придет такой человек, я спрошу, какую цель он преследует, какую нишу заполняет, — объясняет она. — И я, безусловно, заинтересуюсь тем, что происходит в его личной жизни. Реальной личной жизни».

Марк Уорд

Би-би-си, отдел технологий

13 апреля 2005 г., 12:54 GMT 16:54 MCK

Би-би-си

*