Почти в полтора раза увеличилось с начала 2005 года число краж, совершенных на железнодорожных магистралях Среднего Поволжья. За весь 2004 год сотрудниками Средневолжского УВД на транспорте (СУВДТ) раскрыто 169 краж, а за первый квартал 2005 года – уже 69.

Тащат преступники все, что «плохо лежит»: шпалы, мешки с химикатами, горючее… Воруют, как правило, ночью в безлюдном месте, подгоняя к вагону грузовик для быстрой «эвакуации» добычи. А следы срывов пломб, взлома дверных запоров на вагонах маскируют так искусно, что пропажу обнаруживают только при разгрузке вагона или контейнера на станции назначения.

Однако львиная доля краж на транспорте осуществляется открыто — на разъездах и небольших станциях, где товарные поезда делают остановки. В перечень «мест риска» входят также затяжные подъемы, где составы едут с минимальной скоростью. Благодаря этому преступники успевают сорвать пломбу, открыть двери вагонов и вытащить оттуда все, что можно унести.

Стоит отметить, что такие преступления чаще всего совершаются в населенных пунктах с напряженной социальной обстановкой. То есть там, где люди не имеют стабильного заработка и возможности найти постоянную работу.

Недавно жулики забрались в вагон с мешками поливинилхлорида (изоляционный материал), принадлежащими одному из самарских предприятий, и выбросили оттуда более сотни мешков весом по 25 килограммов. Общая стоимость похищенного составила более пятидесяти тысяч рублей. Но этого преступникам показалось мало: они вернулись к многострадальному вагону на следующее утро и попытались увезти еще 180 мешков. За этим неблаговидным делом их и застали оперативники СУВДТ.

Начальник отделения общественных связей СУВДТ Андрей Асташкин отметил, что, «по экспертным оценкам, экономический эффект от разоблачения и ликвидации даже одной из подобных преступных групп превышает 10 миллионов рублей в год».

Как правило, в преступные группы, занимающиеся хищением грузов, входят железнодорожники, которые, используя свое служебное положение, могут подогнать необходимые вагоны к назначенному месту, не вызывая подозрения у сотрудников ведомственной охраны.

Так, милиционеры-транспортники на станции Новокуйбышевская задержали группу из семи человек. Они пытались слить из железнодорожных цистерн 16 тонн дизельного топлива. Среди задержанных оказались сотрудники станции — маневровый диспетчер, составитель поездов и машинист. Похитители топлива подготовились основательно: подогнали к месту кражи четыре автоцистерны, запаслись и несколькими сотнями метров шланга. Остановив состав в условленном месте, жулики, чтобы не нарушать целостности пломб, присоединили свой «нефтепровод» к воздушному клапану, установленному на цистерне. После того, как одна из загруженных машин тронулась в обратный путь, оперативники задержали группу. Искали топливных воров довольно долго: сотрудники отдела по борьбе с преступными посягательствами на грузы десятки раз выезжали в места предполагаемых хищений, собирали оперативную информацию, которая и способствовала раскрытию преступления.

Подобную группу милиционеры СУВДТ задержали, когда те пытались увезти более 135 тонн дизельного топлива. В преступной группе также были работники железной дороги, которые отогнали четыре цистерны в безлюдное место. Как сообщили в СУВДТ, «по факту кражи возбуждено уголовное дело, в настоящее время проводится выявление и розыск всех лиц, причастных к совершению преступления».

«Российская газета» №75 (3744), 13.04.05

*