В Самарском регионе (и, видимо, не только здесь) развернута скупка человеческих волос. Расклеенные на столбах и заборах эти объявления манят небывалой ценой. Крупно посреди рекламного листка яркой краской: «Только три дня по 15 тысяч за килограмм!»

Учительница Вера Михайловна приехала в Самару из глубинки, чтобы сдать косу своей дочери-студентки и получить за нее от покупателей как минимум тысячу» рублей.

Приемщица измерила длину остриженных прядей, взвесила — и протянула… пятьдесят рублей. А когда ошарашенная женщина попросила показать прейскурант, сунула ей затертую ксерокопию. Оказалось, волосы длиной до 50 см коммерсанты берут всего по 500 рублей за килограмм. Коса как раз на сто граммов и потянула. И только волосы длиннее метра якобы стоят обещанные пятнадцать тысяч.

Через неделю Вера Михайловна повезла косу в другую скупку. Тут ей предложили в два раза больше — 100 рублей, но предупредили: «25 процентов от стоимости отнимается «на вычес».

Скупки волос в регионе работают уже лет пять-шесть, а то и больше. Арендованы столики и углы в различных ателье, парикмахерских, изредка даже в жилищных конторах. Десятки, если не сотни точек. Все лицензии оформлены, все документы в порядке, не придерешься.

Да, скупщики волос не нарушают закон. И на рекламных листах огромные цифры цены — как в денежном эквиваленте, так и по размеру шрифта — не обман. Но рядом есть малюсенькое слово «до». Оно-то и скрывает существование предельно низких расценок. А приписка «оплата согласно прейскуранту» формально вообще снимает любые претензии по поводу недобросовестности рекламы…

«Российская газета» №75 (3744), 13.04.05

*