Девиз митинга: «За доступное, качественное и бесплатное высшее образование, против непродуманных реформ». Волна студенческих волнений охватила Поволжье, Урал, Дальний Восток. Когда бастовали пенсионеры, студенты были заняты сессией, теперь выяснилось, что монетизация серьезно затронула и их права. В Благовещенске, например, в первую очередь студенты потребовали снизить цену единого проездного. Эпицентром события стала Москва, где у Белого дома собралось несколько тысяч студентов, приехавших в столицу из 12 регионов.

Основные лозунги митингующих: «Отказ от идеи всеобщего платного образования», «Не допустить приватизации государственных вузов», «За стипендию на уровне прожиточного минимума». Главный организатор митинга — Российская ассоциация профсоюзных организаций студентов (РАПОС).

Выплеснувшее свое негодование на улицы молодое поколение особенно возмущалось, что не выполнено обещание Владимира Путина повысить стипендии с 1 апреля на 100 рублей. Вчера сплоченные противники реформы образования высказали негодование и в адрес руководителей регионов:

— Минфин рапортует, что условия для финансирования студентов созданы, деньги 1 января поступили в вузы, — сообщил нам руководитель правления РАПОС, зам. председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Денисов, — но ни копейки на студентов не потрачено.

Чиновники в регионах в целом согласны, что требования митингующих против мизерных, нежизнеспособных стипендий справедливы. Но, сочувствуя голодающим студентам, они кивают на правительство страны. В Нижнем Новгороде на волнения откликнулся министр образования и науки Нижегородской области Сергей Наумов: «Все, что можно, мы в своем регионе сделали, — заявил он, — больше ничего не можем, у нас просто нет такого бюджета. Вопрос повышения стипендии в компетенции федеральной власти».

Дифференциация стипендии длится второй год. Но размер стипендии по-прежнему составляет 400 рублей в месяц. По сути, это нарушение российского законодательства. В Законе об образовании указано, что размер стипендии студентов, обучающихся на дневном отделении вузов, должен составлять не менее суммы, равной двум минимальным размерам оплаты труда. На сегодня это 1440 рублей.

Как сообщил «Трибуне» Олег Денисов, впервые их организация сталкивается с тем, что профсоюзам студентов в некоторых городах явно или завуалированно запретили присоединиться к всероссийскому митингу: «В частности, в Санкт-Петербурге неизвестно почему перенесли акцию на неделю, во многих городах Подмосковья вовсе отменили, а в Челябинске отказали 300 нашим активистам из-за якобы несогласованных вовремя протокольных вопросов». Главный вуз страны официального участия в акции протеста не принимал. Ректоры, в том числе и ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий, за права подопечных на митинге не ратовали. «К сожалению, Союз ректоров в число организаторов забастовки не входит», — заметил Олег Денисов.

Крайне острой темой вчера стал закон о монетизации, а именно то, что в нем затрагивается сфера Закона об образовании и Закона о высшем образовании. В нашумевшем 122-м законе, помимо всего прочего, отменен Закон о моратории на приватизацию высших учебных заведений. Значит, любой государственный вуз может изменить свою организационную структуру. И вместе с ней, разумеется, можно будет изменить и условия обучения студентов.

— В стране создается законодательная база для всеобщего платного образования, — прокомментировал вчера этот вопрос «Трибуне» Олег Денисов, — хотя министр Фурсенко говорит, что домыслы о системе платного образования в России всего лишь инсинуации СМИ. Раньше приватизировать вузы было запрещено законом. Теперь эти барьеры сняты. У малообеспеченных людей отнимается последний шанс выбиться в люди.

На резкие выступления министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко вчера отреагировал в первую очередь заявлением о том, что образование в вузах останется бесплатным. По Закону об образовании на 10 тысяч населения 170 человек должны получать высшее профессиональное образование за счет бюджета. На 2004 год, по словам министра, эта цифра составила 209 человек и будет сохраняться в течение ближайших нескольких лет.

— Я никогда не ухожу от острых вопросов, — заявил Андрей Фурсенко. — Мы прислушиваемся к абсолютно всем требованиям российских граждан, и студенты здесь не исключение. Те вопросы, которые вчера были подняты студентами, постоянно находятся в сфере внимания и правительства, и нашего министерства. С РАПОС мы работаем, полгода назад подписали с ними соглашение о сотрудничестве в вопросах улучшения условий образования, условий жизни студентов. Я обращался к руководству РАПОС дать конкретные предложения и по дифференциации стипендии. Но у меня сложилось впечатление, что, кроме как подписывать соглашения, большой тяги к совместной работе у этой организации нет.

Татьяна НАУМОВА

13 АПРЕЛЯ, 2005 ГОДА

Трибуна

***