Виктор Сазонов провел в Саранске заседание комитета по региональному законотворчеству Ассоциации "Большая Волга"
13 февраля в г.Саранске под председательством Виктора Сазонова прошло заседание комитета по региональному законотворчеству Ассоциации «Большая Волга». На повестке дня были рассмотрены два основных вопроса: 1) о реализации федерального закона «О распределении полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти», 2) о выработке механизмов для борьбы с бедностью.
Членами Ассоциации была отмечена необходимость предоставления большей самостоятельности регионам.
Открыл заседание председатель комитета по региональному законотворчеству Виктор Сазонов. Он выступил с докладом: «Создание региональной нормативной правовой базы при решении задач борьбы с бедностью в регионах Поволжья».
Задача преодоления бедности в России оказалась в центре внимания системы организаций ООН с 1995 года, когда регулярно стал издаваться доклад о развитии человеческого потенциала в России.
В прошлом году в Послании Федеральному Собранию РФ Президент России Владимир Путин сформулировал ряд важнейших «системообразующих» государственных задач: добиться к 2010 году удвоения ВВП и преодолеть бедность.
Итогом десятилетия экономических реформ в России стала поляризация общества при фактическом отсутствии среднего класса.
Если в 1990 году, по данным официальной статистики, доходы 10% наиболее и наименее обеспеченных групп населения России различались в 4,4 раза, то к концу 2003 года этот разрыв увеличился до 14,4 раз, а с учетом сокрытия налогов, «теневых» доходов – до 25 раз. Есть группы, балансирующие на верхней границы бедности, в этих пределах живут около 60% россиян. При этом, за чертой бедности находятся 20% от общего населения страны; около 40% граждан России имеют доходы ниже 3 тысяч рублей.
В регионах ПФО официальный уровень бедности колеблется от 21% в Республике Татарстан до 59% в Марий Эл. В Самарской области на конец 2003 года 27,2% населения имели доходы ниже прожиточного минимума.
На заседании комитета по региональному законотворчеству было определено несколько путей решения задач, поставленных Президентом Путиным.
Во-первых, по мнению Виктора Сазонова, для преодоления проблемы бедности необходимо осуществлять меры экономического характера.
Одно из основных направлений – это развитие производства. Так, существенным законодательным механизмом может выступить принятие федерального и регионального законодательства о промышленной политике. Например, в Самарской области принят закон «Об основах промышленной политике в Самарской области». Без четкой экономической политики на государственном уровне, из-за отсутствия аналогичного федерального закона областной закон носит рамочный характер. Тем не менее, сам факт его принятия оценивается положительно руководителями промышленных предприятий губернии, так как закон является базой для разработки соответствующих программ развития наиболее приоритетных направлений промышленности.
Участники заседания сошлись во мнении, что для ускорения экономического роста необходимо обеспечить значительное увеличение притока инвестиций в реальный сектор экономики, в техническое перевооружение существующих и создание новых производств. Что позволит создать новые рабочие места, даст стимул для повышения заработной платы сотрудников предприятий.
Одна из причин бедности населения – низкая заработная плата. Более того, низкий уровень зарплаты усугубляется задержками ее выплат. В 2002-2003 годах задолженность по заработной плате в России составила порядка 30 млрд. рублей. Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации составляет 600 рублей. В Трудовом кодексе заложена норма о том, что минимальный размер заработной платы должен равняться минимальному прожиточному минимуму. В Самарской области, исходя из бюджетных возможностей региона, с 1 января 2004 года установлены дифференцированные надбавки к тарифным ставкам 1-9 разрядов работникам бюджетных организаций. Кроме того, в рамках Самарского областного трехстороннего соглашения достигнута договоренность с Союзом работодателей области о доведении размера минимальной зарплаты во внебюджетных организациях в 2004 году до 75%, а в 2005 году – до 100% величины прожиточного минимума.
Члены комитета по региональному законотворчеству Ассоциации «Большая Волга» согласились с предложением председателя выработать свои позиции и направить Обращение Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ о необходимости ускорить доведение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума.
Следующим механизмом могло бы стать продолжение политики снижения налогового бремени для промышленных предприятий и организаций.
В своем докладе Виктор Сазонов также подчеркнул, что для кардинального повышения уровня жизни необходимо на законодательном уровне обеспечить эффективную занятость населения и совершенствование механизмов государственной поддержки социально незащищенных граждан.
В частности, было отмечено, что программы о занятости приняты и реализуются во многих субъектах ПФО. Задача законодателей – повышать значимость данных программ и добиваться их финансирования в полном объеме.
Кроме того, ключевую роль должна играть политика, направленная на адаптацию различных категорий безработных к требованиям рынка труда. Так, по мнению участников заседания, необходимо, чтобы основным направлением переподготовки стало обучение молодежи, не имеющей квалификации и впервые выходящей на рынок труда. Также следует обратить внимание на решение проблемы трудоустройства такой социально-незащищенной категории населения, как инвалиды. В Самарской области определенные шаги в этом направлении уже сделаны. В декабре 2003 года Губернской Думой принят Закон «О квотировании рабочих мест для инвалидов».
Другим направлением в решении задачи борьбы с бедностью являются меры содействия сокращению бедности среди социально уязвимых групп населения, такие как повышение адресности социальных пособий и льгот; увеличение размера социальных выплат и льгот. Например, в июле прошлого года Самарской Губернской Думой был принят Закон «Об утверждении областной целевой программы «Создание единой информационной системы адресной социальной помощи жителям Самарской области» на 2004-2006 годы». В основу программы предлагается положить социальный паспорт жителя области, который представляет собой совокупность социально значимых сведений о человеке, определяющих его общественный, имущественный и правовой статус.
Все вышеперечисленные меры в целом должны быть направлены на обеспечение достойного качества жизни населения. На заседании было озвучено предложение о разработке и утверждении Федеральным законом государственных минимальных социальных стандартов, а также региональных стандартов, как в денежном, так и в натуральном выражении, гарантированных бюджетами различных уровней, привязанных к прожиточному минимуму.
В заключении Виктор Федорович подчеркнул, что стратегию содействия сокращению бедности необходимо сделать приоритетом социально-экономического развития, для чего в основу решения проблемы борьбы с бедностью должен быть положен комплексный подход, сообщает пресс-служба Самарской губернской думы.
*