Последний независимый автомобилестроитель Британии MG Rover, отмечающий в этом году столетний юбилей, оказался в шаге от банкротства. Переживающая стадию затянувшегося кризиса компания была вынуждена остановить производство, призвать внешних управляющих и нанять аудиторов для оценки реального состояния своих активов. На этот шаг руководство Rover вынудили разгневанные поставщики.

После того как у компании закончились детали для сборки автомобилей, они отказались продлевать поставки до тех пор, пока не будут оплачены текущие контракты. Кроме того, в конце прошлой недели провалом закончились переговоры с китайскими инвесторами. Последние полгода крупнейший автомобильный концерн Поднебесной Shanghai Automotive Group (SAIC) вел активные переговоры о покупке MG Rover. Предполагалось, что инвесторы вложат в британский концерн около 1,5 млрд долл. и, переместив часть производства в Китай, сделают его конкурентоспособным. Однако оценив перспективы предприятия как сомнительные, китайцы отказались от этих планов.

За последние десять лет продажи MG Rover сократились в три раза — с 355 до 113 тыс. машин в год. Его доля на европейском рынке составляет менее 1%. Английские газеты уже выступили с сочувственными речами в адрес единственного пока еще полностью британского производителя автомобилей. Представители компании пытаются заверить общественность, что еще рано ставить точку в истории Rover лишь на том основании, что аудиторы PricewaterhouseCoopers негативно оценивают ее положение. «Руководство намерено продолжать тесную работу с профсоюзами, министерством торговли и промышленности и организациями в графстве Уэст-Мидлендс, которые могут помочь миновать кризис», — заявила пресс-служба концерна.

Другим оптимистом в отношении будущего Rover остается британский премьер-министр Тони Блэр, которому через месяц предстоят перевыборы. Банкротство может сильно ударить по позициям правительства и карьере премьер-министра: в палате общин семеро лейбористов из регионов, где находятся предприятия концерна, и в случае краха они скорее всего лишатся своих мест, а г-н Блэр — их поддержки. Кроме того, без работы могут остаться 6 тыс. служащих завода и 15 тыс. человек, связанных с производством и продажами в графстве Уэст-Мидлендс. Все они являются избирателями. Как передает BBC, Тони Блэр заявил, что уже разговаривал с китайскими чиновниками и выразил надежду на возобновление переговоров об инвестициях в Rover. «По-прежнему возможно, что у нас есть шанс что-то сделать с китайской компанией, хотя перспективы не столь обнадеживающие, как несколько недель назад», — заявил он.

В попытке спасти от банкротства старейший автомобильный концерн Британии правительство в минувшую пятницу согласилось предоставить срочную помощь в размере 75 млн долл. Эта сумма пойдет на обслуживание текущих контрактов поставщиков деталей, чтобы избежать простоя конвейера. «Правительственная поддержка, — говорится в официальном сообщении министерства промышленности и торговли, — включает в себя кратковременную помощь в переходный период для бизнес-планирования и обучения персонала компаний-поставщиков MG Rover, чтобы дать им возможность для маневра».

Глава министерства Патрисия Хьюитт убеждена, что старейшего автомобилестроителя Британии еще рано списывать со счетов. Утором в пятницу она посетила завод Rover, после чего заявила: «Правительство и профсоюзы будут работать со всеми заинтересованными сторонами в попытке обеспечить производство в Лонгбридже. Немедленно принятые меры демонстрируют нашу поддержку предприятию». Впрочем, по сообщениям британских СМИ, перед визитом в Бирмингем г-жа Хьюитт успела объявить концерн банкротом.

Аналитики отрасли оценивают шансы концерна на выздоровление довольно скептически. «Я думаю, что компании не удастся избежать процедуры банкротства в какой-то форме», — заявил ВВС консультант компании PKN Ян Гоулд. Именно на банкротство, похоже, намекают и в MG Rover. «Не знаю, сумеем ли мы выдержать это, — признал глава холдинга Питер Бил. — Очевидно, мы станем свидетелями закрытия завода в Лонгбридже, где сто лет собирали автомобили, мы увидим конец пятилетней агонии. Настоящая трагедия…»

Денис УВАРОВ

N°61

11 апреля 2005 Время новостей

Время новостей

***