Столкнувшись с массовым недовольством по поводу первых результатов реформы социальных льгот, правительство боится продолжать реформу. На неопределенный срок может быть перенесена с 2006 г. монетизация льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Это заблокирует реформу ЖКХ, ужасаются эксперты.

В 2005 г. на денежные компенсации заменены льготы на транспорт, санаторное лечение и лекарства. Их получало больше 35 млн человек, около трети из которых получают доплаты из федерального бюджета. Реформа вызвала массовые протесты льготников и обошлась казне вдвое дороже запланированного (около 300 млрд руб.). С 2006 г. по плану реформы должны быть монетизированы и льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

В пятницу один из идеологов монетизации — министр здравоохранения Михаил Зурабов признался, что чиновники хотели бы повременить с продолжением реформы. “Пока мы не научимся управлять тарифами естественных монополий, все разговоры про ускоренную монетизацию опасны обнищанием населения”, — заявил он. Дело в том, что выплаты придется индексировать вслед за ростом тарифов на газ, воду, электричество и тепло, пояснил Зурабов.

Двух “монетизаций” правительство может и не пережить, соглашается с Зурабовым сотрудник Минэкономразвития. Сначала надо создать эффективную систему субсидий, а затем браться за второй этап реформы, согласен его коллега из другого министерства. “Политически и финансово монетизация оказалась провальной, поэтому лучшее решение — отложить вторую часть”, — добавляет чиновник Минрегионразвития. Тем более что правительство до сих пор не оценивало ни ее стоимость, ни возможные последствия, сетует он. Источник в Минфине говорит, что кабинет “принципиально” не обсуждал возможность переноса реформы.

Эксперты склонны согласиться с чиновниками. Монетизировать коммунальные льготы проще, чем, например, транспортные, поскольку ими одинаково пользуются все получатели и число льготников известно, напоминает эксперт Центра фискальной политики Александр Дерюгин. “Но если Зурабов считает, что не в состоянии сейчас провести эту реформу, то лучше отложить ее”, — говорит член бюджетного комитета Госдумы Михаил Задорнов, изменения будут успешными, только если “заранее просчитать рост тарифов и выделить бюджетные деньги на субсидии”.

К тому же регионы имеют право заменять льготы по ЖКХ на денежные компенсации, не дожидаясь решения центра. По данным президента ИЭГ Надежды Косаревой, так поступили 15 территорий. Например, Тюменская область сделала это еще в июле 2004 г. “У нас не было другого выхода: еще немного — и предприятия уже не выкарабкались бы”, — говорит пресс-секретарь тюменского губернатора Александр Романов. “Первое условие, которое ставят частные инвесторы, приходя в ЖКХ, — это монетизация”, — поясняет сенатор от Пермской области Татьяна Попова. Без реформы льгот в этом секторе не получится создать и полноценный рынок коммунальных услуг, убеждена она. Правда, ее регион льготы по ЖКХ до сих пор не монетизировал.

“Бюджет — источник ненадежный, а коммунальщики хотят получать деньги от населения, которое будет платить без опозданий и в полном объеме”, — добавляет директор направления городского хозяйства ИЭГ Сергей Сиваев.

Тарифы на газ Федеральная тарифная служба предлагает в 2006 г. поднять на 17%, электричество должно подорожать на 7,8–8,5%. Из-за требования поднять с 2005 г. расценки на услуги ЖКХ до 90% от их стоимости они с начала года уже подскочили на 23,5%. С 2006 г. оплата должна стать 100%-ной. По льготному – 50%-ному тарифу – платят за коммунальные услуги около 21,5 млн человек (около 15% населения), подсчитал Институт экономики города (ИЭГ). Федеральный и региональный бюджеты недоплачивают за них коммунальным предприятиям: в 2004 г. разница составила около 30% (перечислено 60 млрд руб. из 85 млрд руб.). В 2003 г., по данным Росстроя, убытки предприятий ЖКХ составили 71,4 млрд руб., в том числе из-за недофинансирования льгот – 15–18 млрд руб.

Борис Грозовский

Светлана Иванова

Ведомости

11.04.2005, №63 (1345)

Ведомости

*