Смерть была, очевидно, освобождением для его больной души – всю вторую половину жизни, около тридцати лет, Нижинский провел в психиатрических больницах, деликатно именуемых биографами санаториями, и только его оригинальные дневники, очищенные от редактуры жены, под которой они стали известны первоначально, дают представление о дебрях, в которых блуждал разум артиста.

Профессия танцовщика была для Нижинского наследственной – он родился в балетной семье, кочующей по городам и весям, и родители, в особенности мать, прочили ему блестящее будущее на сцене. Оно выглядело вполне реальным: неказистый в обычной жизни, Вацлав преображался в танце, становясь в движении поистине неотразимым. К тому же он обладал загадочным свойством, едва ли не опровергавшим закон всемирного тяготения: совершая прыжок, молодой танцовщик зависал, парил в воздухе, создавая ошеломляющее впечатление истинной невесомости.

Карьера Нижинского, начавшись в Мариинском театре, определилась его участием в Русских сезонах, которые Сергей Дягилев, гениальный (если пользоваться сегодняшней терминологией) менеджер и продюсер, развернул в Париже. Участие Вацлава придало русской хореографии совершенно новые краски и перевернуло представление о балете как о зрелище чисто эстетическом: на «Весне священной» прямое эмоциональное воздействие на публику достигало такого накала, что в зале возникали потасовки, требовавшие участия полиции.

В 1913 году Нижинский женился на венгерке Ромоле де Пульска, женился почти случайно, и до сей поры остается открытым вопрос – не стал ли его брак пусковым механизмом душевного расстройства, может ли человек, ориентированный на гомосексуальные отношения, безнаказанно изменить вектор своей личной жизни. Впрочем, есть основания предполагать, что предрасположенность к психическому заболеванию Нижинский унаследовал от родителей, как и профессию.

Как бы то ни было, Нижинский промелькнул на балетном небосклоне ярчайшей кометой, оставив после себя легенду лучшего танцовщика века, подготовившего переворот в балетном искусстве, и сумбурные дневники, в которых, рассуждая о судьбе Божьего клоуна, которым себя ощущал, настойчиво говорит о значимости всеобщей любви – быть может, это и было главным, что он хотел сказать миру.

Ведущая рубрики

Влада ЛЯЛИНСКАЯ

N- 14/2005 11.04 — 17.04

Еженедельная независимая газета РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

В Берлине — РУССКИЙ БЕРЛИН

В регионе Рур / Рейн — РЕЙНСКАЯ ГАЗЕТА

РУССКАЯ ГЕРМАНИЯ

***