Губернатор Самарской области Константин Титов рассказал Репортеру о том, в каком состоянии находится экономика губернии. В интервью также был затронут ряд политических тем. В частности, глава региона заявил: для того чтобы поставить вопрос о доверии, у него есть время до 20 мая.

«К 2008-2009 годам мы достигнем уровня 1990 года»

— В 2004 году область существенно ускорила темпы социально-экономического развития, прирост валового регионального продукта составил 8,1%. Это намного выше, чем в других регионах, и даже, чем в среднем по России. За счет чего это произошло?

    Если вы заметили, после кризиса 1998 года в стране были очень бурные темпы роста ВВП по отдельным отраслям. В основном увеличение шло в легкой и сельскохозяйственной промышленности. Области индустриальные несколько отставали. С одной стороны, мы получили карт-бланш с низким курсом рубля, увеличением своих возможностей и снижением импорта. С другой стороны, было понятно, что в отраслях «с высоким содержанием индустрии» нужна система технического перевооружения. А это возможно сделать только постепенно. Да, мы использовали- позиции отечественного рынка для перевооружения этих отраслей. Но при этом импортные цены достаточно сильно возросли, и позиции технического перевооружения в индустрии были очень тяжелыми. Проводились совещания и научные конгрессы о роли инвестиций в Самарскую область, связанные с поддержкой промышленности в губернии. К 2002 году уже образовалось несколько явных кластеров в промышленности и экономике области: в автомобильной промышленности, в нефтедобыче и нефтепереработке, химической и авиационно-космической отрасли, в строительстве и сельском хозяйстве. Многие не считают сельское хозяйство кластером, так как оно сейчас дает в бюджет меньше 1%. Затраты на него велики, а отдача маленькая. Но это временные неудачи.

   

Исходя из этих позиций удалось ситуацию перевернуть и получить серьезные вливания, например, в СП «GM-АвтоВАЗ» — на развитие проекта «Шеви-Нива». Кроме того, получили серьезные инвестиции на создание новой машины «Калина» — вазовской малолитражки совершенно другого класса. И сегодня это дает свои результаты. Кроме того, мы должны понять, что индустриальная Самарская область «подтягивает» интеллектуальные возможности других. Можно, конечно, отметить, что сегодня мы потеряли достаточно много квалифицированных рабочих. Но у нас есть рабочие места для таких специалистов, значит, мы должны переориентировать экономику для подготовки кадров. К счастью, сохранились еще управленческие кадры в среднем звене и в разработках. При этом появилось много молодых интересных профессионалов. В 2003 году принято решение об уходе от одного доминирующего в экономике кластера -автомобилестроения. Будем активно поддерживать развитие химической и нефтехимической промышленности, позиции авиационно-космической отрасли. Если вы помните, по моей инициативе был принят закон об освобождении этих отраслей от налогов на часть прибыли. Освободившиеся таким образом средства направляются на зарплату рабочим и обновление основных фондов. Это тоже дало свои результаты: сегодня мы можем говорить о том, что на предприятиях появились молодые, энергичные руководители, которые проходят хорошую школу с теми, кто уже работает.

Конкретно кого-то можете назвать?

— Лучшая иллюстрация того — Лихарев Сергей Константинович и его работа на авиационном заводе. Мне показывали тысячи таблиц, объясняя, что реанимировать авиационный завод невозможно, проще его «распилить» и продать по частям, что сегодня в стране очень много КБ и авиационных заводов, надо создавать одно-два крупных авиационных предприятия. Пришлось приложить много усилий, и я благодарен руководству «Базового элемента» и Лихареву за то. что завод начинает выходить из кризиса. Сегодня достаточно стабильные перспективы роста. Самолет это еще и комплектация. а очень много комплектующих мы в состоянии делать у себя.

С руководством Украины были переговоры по авиационному заводу после прихода Ющенко к власти?

— Да, эта машина делается в кооперации. А в том, что сегодня к власти пришел Ющенко вместе с Юлией Тимошенко в качестве премьер-министра, никакой трагедии не вижу. Я знаком с этими людьми достаточно давно, знаю их позиции в отношении рыночной экономики и думаю, что у нас может получиться совместная работа. Но одна Украина не может заниматься самолетостроением, хотя и традиции там очень большие. И Самарская область одна тоже не может заниматься самолетостроением, хотя у нас традиции очень большие. Важно понять, что или мы все сегодня начинаем работать на концерн Aerobus Industries, так же как испанцы, немцы, англичане и другие поставщики комплектующих, или будем работать в «связке» Украина и Россия — в равноправных условиях. Есть технология и опыт разработки машин с верхним расположением крыла, что очень выгодно для транспортной и малой авиации. Есть технология разработки машин с нижним и средним расположением крыла, что выгодно для пассажирских перевозок и боевых действий. Традиции есть традиции, и мы понимаем, что сегодня «Антонов» в этом несколько впереди. Я думаю, что сейчас в области сложилась ситуация неопределенности, связанная с назначением губернатора, но, вообще-то, я давно планировал и планирую поездку на Украину вместе с руководителем «Базового элемента» для решения конкретных задач. Там сейчас будет приватизация харьковского завода.

Руководство харьковского завода не поменялось? На сайте министерства промышленности Украины была информация о возможной смене.

— На сайте может быть какая угодно информация. Но завод сейчас работает, и перспективы роста есть. Другое дело, что сначала будут объединение и создание холдинга. Во время объединения КБ и завода, что я считаю очень правильным, конечно, могут появиться другие лидеры. Но я не вижу проблем и препятствий для работы с теми, кто будет возглавлять этот холдинг.

Следующий этап — рынок для таких машин должен быть открыт, если они производятся в России. И здесь мы должны сказать спасибо правительству Российской Федерации и конкретно Александру Нерадько, начальнику федеральной службы по надзору в сфере транспорта, отвечающему за воздушные пассажирские перевозки и поставившему такое условие. Это нам очень серьезно сегодня помогает. Мы получили возможность создавать специальные машины на базе Ан-140.

Если вернуться к автомобилестроению и вспомнить о снижении пошлин, то в очередной раз возникает вопрос о судьбе ВАЗа. Как это скажется на его работе, ведь заводу придется конкурировать с автосборочными производствами, работающими на территории России?

— Это тема очень серьезная и большая. В Японии была компания «Субару», имевшая эксклюзивное право но поставку автомобилей в Израиль. К концу 70-х годов эта компания стала приходить в упадок. Она не завоевала никаких рынков вне Японии, да и там стала терять покупателей, стало ухудшаться качество… Аналитики пришли к выводу, что именно эксклюзивное право на поставки в Израиль компанию и расслабило. ВАЗ не должен находиться в расслабленном состоянии, он должен постоянно заботиться о перспективном и модельном ряде автомобилей, о качестве компонентов, поступающих на автозавод и производимых заводом; и, конечно, о качестве и цене продукции. Сегодня ВАЗ уже имеет ряд достаточно серьезных позиций: это «Калина 1118», «Нива» совместного производства. Я думаю, что завод находится в нормальной ситуации.

Имея 74% рынка легковых автомобилей, это достаточно серьезный монстр для одной седьмой части суши. Но мы должны понимать, что повышение качества и снижение себестоимости автомобиля связаны с серьезными социальными проблемами ВАЗа. Это я говорю не как политик, а как экономист. Нам придется сегодня закрывать большое число рабочих мест. Это можно делать поэтапно, допустим, с учетом выхода рабочих на пенсию или перевода в другие производства; можно — резко, сократив 5-10 тысяч работающих. Это серьезная проблема, которая мешает ВАЗу. К ней добавляется внешняя — с автокомпонентами.

Я понимаю, что мы должны запустить что-то на рынок компонентов в нашей стране. Но тут хочется вспомнить другую страну — Китай. Там присутствуют сборочные заводы практически всех стран мира. Никакой проблемы это не составляет. В области тоже сегодня наладили ряд совместных предприятий, напри мер, по выпуску проводов для легковых автомобилей.

Но сегодня Ульяновский автозавод отказался от наших проводов, изготовляемых на совместном предприятии, решил брать их во Франции. То же самое оборудование, те же самые медь, разъемы, но они предпочитают поставки из Франции. Эта позиция понятна — зарубежный заказ, конечно, интереснее. Я не хочу никого подозревать, но существуют же «серый рынок», «откаты», которые периодически вскрываются. Такая позиция — прямой путь к этому.

Возвращаясь к разговору о совместном производстве автомобилей, можно поднять ряд вопросов. В частности, нам обещают, что двигатели будут поступать бесплатно. Но поступают они в комплекте с масляными насосами, бензонасосами, карбюраторами, масляными и воздушными фильтрами и стартерами-генераторами. Все эти позиции освоены в Самаре, все товары на уровне мировых производителей. Я думаю, что будет серьезный удар по Волжскому автомобильному заводу. Владимир Каданников, человек, серьезно разбирающийся в автомобилестроении, еще в 90-х годах начал создавать индустриальный парк возле ВАЗа. И это дело пошло, в него были вложен огромные инвестиции. Теперь что же — все это бросать?

Что же будет с ВАЗом?

— ВАЗ выживает. Рынок есть, качество машин есть. Ну, будет у завода не 74 % рынка, а 72 %. Мы на этой неделе проводим совещание со всеми, кто производит в Самарской области автокомпоненты. После него отработаем соответствующие предложения и будем выходить с ними в правительство.

Закон о пошлинах скажется на самарском автопроизводителе?

— Он уже сказался. Постановление правительства еще в силу не вступило, а Ульяновск, как я говорил, уже отказался от нашей продукции.

В докладе на совещании по итогам социально-экономического развития области отмечалось, что рост производства достиг 88% от уровня 1990 года. Можно прогнозировать, когда мы достигнем стопроцентного показателя или этого не стоит ожидать в ближайшее время?

-Стоит. Если мы возьмем за точку отсчета 2005 год, учитывая, что экономика уже работает, и мы преодолеем трудности, связанные с многомесячным отсутствием НДС на комплектацию из-за рубежа. Думаю, что к 2008-2009 годам мы достигнем этого уровня. Сейчас идет серьезный рост авиационно-космического и сельскохозяйственного производств, резервов непочатый край. Большой резерв в нефтедобыче и химической промышленности. Немножко затих проект «Новы», связанный с миллиардными вложениями в строительство нового завода, но, я думаю, здесь причиной является в основном политическая конъюнктура, а не конкуренция. Еще у нас очень большие резервы в энергетике. Но мы должны понимать, что производство электроэнергии должно сегодня вестись не на старых мощностях с низким КПД, нам нужны другие мощности в энергетике.

Бюджет Самарской области один из немногих, в котором отдельной строкой прописаны инвестиции. В какие отрасли будут направляться в 2005 году бюджетные средства?

— Мы не можем направлять инвестиции просто так, потому что захотелось, существует конкурс инвестиционных проектов. В результате мы предоставляем льготы и гарантии. Кто выиграет конкурс, тот и будет иметь возможность получить эти льготы и гарантии.

Я думаю, что сегодня достаточно интересной для инвестиций остается нефтяная отрасль. На последнем тендере мы за 6 разыгранных месторождений получили более 4 млрд рублей. Сегодня нам, правда, от этого ни горячо ни холодно. А раньше бы 2 млрд остались у нас. Чуть позже осталось бы 30 % -1 млрд. Сегодня ничего не остается. Это не очень правильно, потому что субъекты, которые в порядке перераспределения какие-то ресурсы получают, не ведут никакой работы в области экологии, в отличие от нас. Тем не менее нефтяная отрасль остается интересной для инвестиций. Остается позиция нефтепереработки, химическая промышленность. Например, в «Куйбышевфосфор уже вложены большие деньги. Рабочие кадры, научная и учебная базы Тольяттинского государственного университета — все это лучше, чем в Казахстане и Узбекистане. Поэтому, я считаю, сегодня выгоднее сырье привозить оттуда, а перерабатывать здесь.

В свое время вы предлагали заняться заводом известному израильскому бизнесмену Леви Леваеву. Он сейчас заинтересован в этом?

-Заинтересован. И есть возможность восстановления позиций «Куйбышевфосфора».

Химическая отрасль развивается активно?

-Очень активно также ведет работу корпорация «Сибур», где молодое и энергичное руководство. Они сейчас выводят из кризиса «Тольяттикаучук», занимаются энергетикой. Если говорить про машиностроение, то сколько нужно сделать автомобилей для того, чтобы получить $8,5 млн, которые получаешь за один самолет? Но самолет — это заказ авиакомпании, а автомобиль — это для каждого человека. У нас сегодня 194 автомобиля на 1000 жителей — это третье место по Российской Федерации и на европейском уровне достаточно высокий показатель. Это хорошая мотивация для инвестиций.

Мы, конечно, будем рассматривать вопросы, связанные с развитием технопарка. Пусть молодежь приходит, учится, будем обеспечивать их служебным жильем. Нельзя допустить, чтобы люди с идеями и разработками «утекали» за рубеж. Они должны работать в Самарской области на ее экономику.

И еще. я считаю, имеют смысл вложения в пищевую переработку. Объемы производства сельскохозяйственной продукции растут, рынок заполнен нашим продовольствием на 48-52 %. Можно вкладываться сегодня в мясное и молочное производство, в производство яиц и овощной продукции, потому что современные технологии позволяют иметь гарантированный урожай.

Кто-нибудь еще из зарубежных инвесторов, кроме Леваева, проявляет желание вкладываться в экономику области в текущем году?

— Я знаю, что были желающие участвовать в наших нефтяных аукционах. И, кстати, сразу настаивал на том, чтобы это были именно аукционы, а не конкурсы, дающие большой простор для коррупции. Но с предыдущими министрами природных ресурсов на эту тему договориться не удавалось. Новый министр Трутнев после моей встречи с ним сразу дал конкретные указания, и мы начали проводить открытые аукционы.

Наверное, надо учитывать ваши с ним давние отношения, еще с тех пор, когда он был мэром Перми…

— Нас с ним связывает, я бы сказал, творческое взаимопонимание. Он действительно ориентирован на развитие России. Если говорить еще о зарубежных инвесторах, можно отметить, что многие присматриваются к предприятиям Чапаевска. Есть люди, готовые работать с нами в химической промышленности, но пока дальше разговоров дело не идет. Мы сами активно приглашаем предпринимателей из Словении, Швейцарии, Германии, Франции для производства лекарств. Активно идут в строительный бизнес инвесторы некоторых стран, в частности Турции.

А в сельское хозяйство?

— Российские инвесторы вкладываются. Ряд зарубежных -тоже. В частности, голландцы, датчане, французы, от них есть конкретные предложения. Но у них есть интерес в несколько иной структурной системе. Они хотят строить хозяйства, что называется, на ровном месте, а мы более заинтересованы в возрождении существующих. Проблема еще и в том, что, когда строились нынешние животноводческие комплексы, у них не было в собственности земли. А инвесторы хотят сделать гарантированное производство кормов, а рядом -ферму. Пока идут переговоры, окончательная договоренность еще не достигнута. Французы готовы работать по мясному направлению, но мы выбрали позицию москвичей и канадцев, инвестирующих в производство инструментария для увеличения поголовья.

Есть приоритетные направления в сельском хозяйстве? Были же у нас «картофельный» и «зерновой» проекты…

— По картофелю мы сегодня практически на 90 % выполняем планы, по овощам — так же. Технику производим, минеральные удобрения и средства защиты растений тоже, семена производим на безвирусной основе, как положено. Желающим заниматься этим направлением предоставляются кредиты, лизинги. Основной позицией на сегодняшний день остаются кормопроизводство и животноводство, молочное и мясное, включая производство мяса птицы и яиц. В производстве зерновых культур — продолжение введения ресурсо- и влагосберегающих технологий. Нам сейчас обещают, что в третьей декаде апреля будут 20 градусов тепла. Вы представляете, как быстро надо отработать яровые? С учетом нашей техники и технологии, этот процесс затянется; мы яровые посеем в самый влажные период; а дальше, когда понадобится влага, яровые будут уходить в засуху. С озимыми ситуация получается строго наоборот. Сегодня надо существующую психологию ломать и активно вводить сберегающие технологии, потому что 1,5 млн гектаров на поливе — утопия. Этот проект на селе остается, и мы будем им заниматься. У нас нет другого выхода. Я встречался с руководителями хозяйств, которые говорили: «Пахал, пашу и буду пахать!». Денег нет, горючее дорогое -зачем нужна эта пашня? Но он намеревается пахать! Хотя сейчас уже многое меняется. Те же люди говорят, что переходят на минимальный уровень затрат. Но полностью мы еще на этот уровень не перешли. И ученые у нас не имеют опытных делянок. В этом году будем передними прямо ставить задачу об участках, на которых бы отрабатывалась методика.

«Мое дело — сидеть и работать»

Как влияет на приток инвестиций неопределенная ситуация, сложившаяся сейчас вокруг должности губернатора?

— Сильно влияет. Понятно, что есть претенденты. Но инвестору нужно прийти и заручиться поддержкой официальных лиц. Титова большинство инвесторов, и действующих, и потенциальных, знает. А многих претендентов — нет. Такая ситуация сейчас складывается не только в Самарской области. Мы ее стараемся преодолевать.

Многие говорят, что губернаторы «ельцинской эпохи» могут не вписаться в нынешнюю вертикаль власти. Существует и другое мнение. Я говорил с бывшим губернатором Красноярского края Валерием Зубовым, он считает, что нельзя рассуждать столь категорично. Что вы по этому поводу думаете?

— Тут надо рассматривать каждый конкретный случай. И помнить, что последнее слово остается за президентом. Я думаю, что многие из ельцинской когорты еще поработают. Ярчайший пример тому Шаймиев. Хорошо работает вологодский губернатор Позгалев. Член КПРФ Виноградов во Владимире тоже работает. Думаю, президент будет оценивать кандидатов не по тому, ельцинской эпохи этот человек или нет, а исходя из деловых качеств. Ему накануне выборов никакие возмущения не нужны.

Вы считаете, что вопрос о доверии можно поставить только на личной встрече с президентом?

— Нет. Его можно поставить в любой момент.

Но предварительно надо заручиться поддержкой президента?

— В этой ситуации надо понимать, что если построена вертикаль власти, если около Полномочного представителя президента в федеральном округе будет создаваться общественный совет из губернаторов, то, наверное, начинать надо все-таки в федеральном округе. И спокойно идти по ступеням вертикали власти, которая подразумевает достаточно жесткую дисциплину. Если ты в состоянии в ней работать, то будь добр со своего уровня по ступеням доходить туда, куда тебе положено. Зачем занимать время президента, если, возможно, все решится на совсем другом уровне?

Вы не пытались встретиться с президентом, чтобы поставить перед ним вопрос о доверии?

— У меня сегодня нет проблем, которые я могу поставить наличной встрече с президентом. Решается вопрос онкологического центра. По паводку соответствующие обращения в адрес президента я подписал, эти вопросы тоже решаются. Будет более серьезный повод для разговоров — тогда будем встречаться. Я не думаю, что я вызову определенное отторжение. С Борисом Николаевичем Ельциным я никогда тоже особо не встречался, участвовал в плановых мероприятиях, в заседаниях правительства. Поэтому считаю, что мое дело — сидеть и работать. И не дергаться. Суета всегда привлекает внимание, но не всегда оно оказывается положительным.

Первой точкой для нас станет старт самолета Ан -140 — это специальная программа. Вторая позиция посевная. Также очень важно пройти паводок. ..

Я думаю, что нужно заниматься своим делом — это всегда значительно плодотворнее, чем симпозиумы, форумы, война PR-в и т.д. Вы же заметили — сколько на меня было нападений в прессе, я ничего не отвечаю, спокойно работаю. Нужно будет — поясним. Спросят — дадим.

То есть вы не будете ставить вопрос о доверии?

— Я не могу так сказать. Мне сегодня интересно. Я наблюдаю за развитием событий. У меня есть время до 20 мая.

До 20 мая можно поставить вопрос о доверии?

Позже уже будет неприлично. А до 20 мая у меня есть время. Можно сидеть, рассуждать, работать. И думать — нужно это делать или не нужно. Мы же не знаем, кто будет в списке, который положат на стол президенту, будет там 15 человек или два? Поэтому нужно работать, думать и смотреть.

Вас включили в российско-армянскую комиссию, которая будет работать два года. Разве это не говорит о том, что вы сохраните свой пост?

— Меня с руководством Армении связывает давняя дружба, и с президентом, и с католикосом. Здесь ситуация понятна, я из этого ничего нового не строю. Посчитала нужным администрация Президента включить губернатора Титова, значит, так нужно. Туда вошли также ростовский губернатор Чуб и краснодарский Ткачев — те, у кого есть культурные и экономические связи с Арменией. Но если будет нужно, тебя послезавтра заменят. Выпустят изменения к указу президента, и все. Для меня важнее, что по федеральным программам мы получаем поддержку.

Когда начались первые представления губернаторов региональным собраниям, владимирский губернатор Виноградов в своем интервью сказал,что с ним советовались по всем кандидатурам, хотя он и был в числе претендентов. С Вами ПФО и администрация президента советовались?

— Список сразу определился и обсуждался с некоторыми людьми. Не могу сказать, что я каждую кандидатуру характеризовал. Как-то само собой подразумевалось, что действующий губернатор непременно в списке должен значиться. Но в указе, кстати, об этом напрямую нигде не сказано. То есть это негласная позиция. Раз она негласная, значит, мои действия должны быть совершенно иными…

Я не могу сказать, что это обсуждалось с Медведевым, Сурковым или Кириенко, но с окружением разговаривали. Повторю: характеристики всех претендентов никто у меня не спрашивал.

С Любовью Глебовой во время ее визита в Самару разговора об этом не было?

— Нет. Разговор шел о том, как сегодня сохранить спокойствие в Самарской области, не противопоставить людей друг другу и четко определить позиции назначения; как Дума будет обсуждать предложенные президентом кандидатуры. Я сказал, что мы должны поддержать президента, и предложенная им кандидатура должна «пройти» без проблем. Если мы доверяем президенту и хотим вместе с ним работать, нужно принять любого, в том числе и «варяга». Мы можем иметь свою собственную гордость, но у нас же был прекрасный руководитель области, председатель исполкома Виталий Воротников, уроженец Воронежской области. Так что не надо из этого делать трагедию.

Вы общаетесь с возможными претендентами на губернаторский пост. Не чувствуется какого-то отчуждения?

— А почему оно должно быть? У людей появился шанс, возможность «раскрутиться» — на здоровье. Не надо только это до гротеска доводить.

А что, где-то в области это до такой степени доводится?

— Ну, подобную оценку я оставлю вам.

В окончательном списке будут две кандидатуры — скорее всего, действующий губернатор и кто-то еще. Насколько важно, с вашей точки зрения, занять это второе место? Можно ли рассматривать этого человека как возможного преемника губернатора?

— Я думаю, да. Потому что все остальные в этом случае автоматически отпадают. Мы не знаем, кого внесут в этот список. Может быть, нам его огласят. Может быть, ничего не скажут- это, вообще-то, законом не предусмотрено, — а просто объявят, что президент представил такого-то человека. Так что быть вторым в этом списке — большой козырь.

«Второго» можно будет расценивать как своеобразный кадровый резерв?

Думаю, да. Потому что внимательно изучаются общественное мнение, социально-экономическое развитие области, мнение элит. И если человек при этом вышел на второе место, то это серьезный резерв на пост губернатора. Я это только так воспринимаю.

Репортер № 13 (280) от 8.04.2005.

*