Россияне перестали ценить деньги
Женщины легче переживают свои промахи и потери денег, нежели представители противоположного пола. А вот получить чаевые у официантов больше шансов от мужчин, а не дам. К таким выводам пришли кандидат психологических наук Жанна Масликова и доктор экономических наук Имран Акперов — авторы исследования на тему «Психология монетарного поведения».
Все люди по-разному тратят деньги. Одни расстаются с ними играючи, не скупясь. Другие — вечно во всем отказывают себе. Третьи — постоянно копят на «черный день». Четвертые -хронически уклоняются от уплаты налогов. И так далее.
Проанализировав различные типы поведения, ростовчане пришли к выводу, что существует всего 15 психологических типов. Скряги, торгаши и коллекционеры ассоциируют деньги прежде всего с безопасностью. «Денежные мешки», предприниматели и теневые крестные отцы — с властью. Есть и два типа, в представлении которых деньги неразрывно связаны с любовью. Это обыкновенные проститутки и женщины-транжиры, привыкшие жить за счет мужей и любовников. Единственный способ для них снять стресс — пройти по магазинам и оставить там внушительную сумму наличности. Барышни данного типа рассуждают по принципу: «Дал денег, значит, любит… Не дал — разлюбил». Остаются предприниматели и игроки (у многих из них страсть к рулетке сродни наркотической зависимости). Эти типы связывают денежные знаки со свободой, прежде всего передвижения.
— Вообще мужчины и женщины по-разному смотрят на деньги, — говорит Жанна Масликова. — Для мужчин это нечто священное. Самооценка мужчины тем выше, чем больше у него состояние. Если представитель сильного пола мало зарабатывает, то его принято жалеть. Если же женщина мало получает, находится на иждивении у мужа, то вряд ли это сильно ее заботит. Хотя, согласно последним данным, среднестатистическая россиянка зарабатывает в три раза больше, чем среднестатистический россиянин. Это объясняется тем, что соотечественницы подчас более мобильны и активны, к тому же они легче общаются, проводят переговоры.
Психологи констатируют смену гендерных стереотипов. Все чаще женщина хочет состояться как профессионал, сделать карьеру, самореализоваться. Вместе с тем мужчины становятся более пассивными и «женственными», с радостью уступают прекрасной половине человечества возможность верховодить. Разумеется, на это готовы далеко не все, из-за чего между супругами нередко происходят ссоры и конфликты. Авторы исследования не обошли вниманием эту проблему. Более того, они дают рекомендации относительно того, как научить ребенка правильно обращаться с деньгами.
— Главное — как можно раньше дать ему возможность самому распоряжаться деньгами, — поясняет Масликова. — Ничего нет плохого в том, чтобы оплачивать мелкую работу по дому, которую выполняет ребенок. Важно при этом не переусердствовать. Например, не стоит давать деньги за уборку собственной комнаты или за выгул собаки. Ведь у каждого члена семьи должен быть круг обязанностей. Но если ребенок делает что-то сверх того — убирает снег вокруг дома или моет папину машину, то это можно материально поощрять.
Еще один интересный вывод, сделанный Акперовым и Масликовой, — массовое увлечение покупками товаров в кредит является тлетворным для россиян.
Дело в том, что в нашей культуре, как ни в какой другой, счастье ассоциируется с богатой жизнью. Когда человек получает возможность жить в долг, он начинает накупать предметы роскоши, чтобы «не хуже, чем у других». Внешне он богат, живет в достатке, но только он знает, что вся его получка уходит на оплату кредитов и на руки практически ничего не остается. В некоторых случаях стресс бывает настолько велик, что человек доводит себя до глубокой депрессии.
Ничего нет хорошего с точки зрения психологии и в пластиковых кредитных карточках. Деньги приобретают условное значение, и человек гораздо легче и быстрее расстается с ними.
«Российская неделя» №71 (3740), 8.04.05
*