Говорить о победе интернет-СМИ над традиционными как-то даже неудобно, как о победе интернета над чем-либо еще. Слишком много на эту тему любили рассуждать основатели вскоре разорившихся дот-комов конца девяностых. Но вот с началом весны 2005 года новостные ленты расцвели заметками о крупных покупках различных .com компаний. Одной из самых громких сделок стало приобретение портала About.com старой, традиционной, медиакомпанией The New York Times Co. Сумма вопроса — $410 млн.

Впрочем, традиционной NY Times можно назвать только потому, что она существует давно и выросла на печатных СМИ. Сайт www.nytimes.com — один из наиболее посещаемых в интернете, компания активно работает не первый год по развитию своей онлайн-версии. About.com, конечно, будет использоваться как инструмент привлечения дополнительной аудитории на «материнский» сайт. Но это еще и самостоятельный бизнес, который в NY Times намерены развивать на основании своего опыта работы над nytimes.com.

Интернет еще никого окончательно не победил. Но потихоньку начинает теснить привычные медиа. Исследователи из года в год выдают на гора информацию о снижении времени, проводимого людьми с газетой в руках или перед телевизором. А в интернете те же люди сидят все больше и больше. Прибавим к этому стремительные темпы развития технологий беспроводного интернета и снижающиеся цены на мобильные устройства для выхода в онлайн. Получим на выходе более чем реальную перспективу массового распространения интернет-ориентированного потребителя информации.

Зарубежные медиакомпании это уже давно поняли и активно вкладываются в развитие своих сайтов, строя полноценные СМИ в интернете. Беглый взгляд на список наиболее популярных англоязычных новостных проектов показывает, что процентов на 70–80 он состоит из проектов, созданных и поддерживающихся теле- и радиоканалами, бумажными газетами и журналами. И только на 20–30% — из онлайн-проектов чистой воды.

В России все не так. До массового распространения интернета еще далеко. Но некоторые медиакомпании даже сейчас боятся потерять аудиторию из-за интернета и по этому поводу или не имеют онлайн-версии вообще, или поддерживают ее в куцем виде. Позиция простая: если мы будем вывешивать статьи на сайт, никто газету читать не будет. Исследования говорят прямо противоположное, но это на мнение издателей влияет незначительно. Вторая позиция: что это вообще за интернет, чтобы мы ради него напрягались, у нас и так все хорошо. Это позиция телеканалов, которые сайты имеют — куда без них, но активным развитием их как СМИ не занимаются.

При таком отношении онлайн-проекты без офлайновой поддержки чувствуют себя вольготно. Среди самых популярных новостных сайтов рунета процентов 90 — это те самые интернет-проекты чистой воды, родившиеся в онлайне безо всяких печатных газет и эфиров на ТВ. Они чувствуют себя более чем уверено, особенно те, что появились давно, в первые годы существования интернета. Они стабильно занимают первые места в рейтингах посещаемости и борются за аудиторию главным образом между собой.

Но если какой-нибудь телеканал, вдруг озаботившись развитием своего сайта в полноценный новостной проект, задействует весь потенциал по охвату аудитории с голубого экрана, старым рунетчикам, скорее всего, придется потесниться в рейтингах. Примеры такого вхождения в онлайн уже были: на НТВ в 2000 году после каждого выпуска новостей и в рекламных паузах зрителю предлагали следить за развитием событий и получать самые свежие новости на www.ntv.ru. Шли, читали и следили: это был один из наиболее посещаемых новостных ресурсов. После того как ntv.ru стал всего лишь «официальным сайтом телекомпании», он перестал быть интересен большей части аудитории.

Антон НЕСТЕРЕНКО

Другие публикации газеты «Бизнес» читайте на сайте www.b-online.ru.

Источник: газета «Бизнес»

7.04.2005

ГИИП

*