Мошенничество, фальсификация доказательств, преднамеренное банкротство – целый «букет» терминов из Уголовного кодекса фигурирует в деле против руководителей самарских мукомольных заводов В.Лесовских и Новочеркасского комбината хлебопродуктов О. Гуреевой, фирмы «АгроКом» В. Рязанова и еще нескольких человек, так или иначе причастных, по мнению следователей, к экономическим аферам, цель которых — незаконное завладение, а проще говоря, захват вышеперечисленных предприятий в безраздельную собственность.

Собственно говоря, ситуацией, при которой руководитель (или люди за ним стоящие) успешного предприятия вдруг в одночасье становится его единоличным владельцем, уже никого не удивишь. Правда, эти сомнительные процедуры обычно проворачиваются хотя бы с налётом приличия. В нашем случае уместнее говорить лишь о цинизме.

О том, что руководители высшего звена самарских предприятий вступили в преступный сговор, имея целью скоро и споро провернуть в кратчайший срок несколько мошеннических операций, первыми заговорили кредиторы, в списке которых такие именитые бренды, как Внешторгбанк, Сбербанк, Росбанк, НИКойл, МДМ-Банк, Агропромбанк и др. А поводом для того, чтобы забить тревогу, послужили несколько, казалось бы, безобидных листков с витиеватыми формулировками и цифрами с девятью нулями в качестве аргумента.

Так, например, не самая крупная агрофирма «АгроКом», прописанная в селе Богатом Самарской области, вдруг представила в Екатеринбургский федеральный суд документы, из которых следовало, что мукомольные заводы №1 и №2 числятся у «АгроКома» в должниках. Сумма долга (не удивляйтесь!) – 2,6 миллиарда рублей. Векселя со сроком погашения «по представлению» были подписаны генеральным директором мукзаводов В.П. Лесовских.

Брать в долг сумму, в несколько раз превышающую активы предприятия, да ещё и с обязательством долг этот по первому требованию погасить, – поступок, мягко скажем, странный для руководителя с опытом, каким являлся Лесовских. При первой же возможности «АгроКом», разумеется, представила векселя к оплате — на мукомольном заводе только развели руками. Ну а далее всё разыгрывалось, как в игре с краплёными картами: «АгроКом» потребовала возвращения долга через суд, суд эти требования удовлетворил, а через неделю Генеральный директор мукомольных заводов господин Лесовских обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о несостоятельности (банкротстве) возглавляемых им предприятий. Еще через пару недель на обоих заводах была введена процедура наблюдения.

Историю можно было бы назвать поучительной. Но, как видно, среди руководителей мукомольных предприятий началось что-то вроде эпидемии. Вслед за г-ном Лесовских болезнью «взять в долг и не отдать» заразился директорат одного из южных предприятий — Новочеркасского комбината хлебопродуктов, а за ним – и руководство ОАО «РомузЪ», все из-той же Ростовской области, тоже погрязшие в трясине миллиардных долгов. На этот раз – перед некой юридической формой «Максимус». Примечательно, что 2,4 млрд. рублей долгу сформировалось у комбината и фирмы «РомузЪ» буквально в один день и в один час — совпадают даже серии, номера и дата составления векселей. Подписаны эти документы генеральным директором обоих предприятий О. Гуреевой. И вновь взятая в долг сумма была в разы больше той, в какую оценивались активы НКПП и «РомузЪ».

История повторилась в точности: векселедержатель потребовал денег, денег в таком количестве у комбината и фирмы «РомузЪ», разумеется, не нашлось, в итоге гендиректор Гуреева пишет заявление в арбитраж о несостоятельности (банкротстве) до сих пор стабильно работающих под ее началом фирм.

Намеренно брать столько, сколько унести не в состоянии, и тем самым подводить вверенное тебе предприятие под монастырь – есть в этом, несомненно, что-то подозрительное. А если учесть, что в долговую яму то же предприятие толкали своей подписью под векселями непосредственно гендиректора – то и вовсе преступное.

Именно к такому выводу пришла Генпрокуратура, ознакомившись с материалами уголовного дела. Материалы содержали в себе такую убедительную фактуру, что манерой господ Лесовских и Гуреевой вести дела заинтересовался сам Генеральный прокурор, взявший расследование под свой контроль. По мнению пострадавших кредиторов (среди которых есть, и на это хочется обратить отдельное внимание, и государство), гендиректора мукомольных заводов, пищевого комбината и фирмы «РомузЪ» пытались провернуть ни что иное как хищение активов завода путём искусственно сформированной задолженности, а также уклониться от долговых обязательств перед другими лицами, государством и налоговыми органами.

Странно и то, что все вышеперечисленные предприятия ранее входили в состав скандально известной фирмы «Русагрокапитал», «феерическая» деятельность руководства которой сейчас расследуется правоохранительными органами.

Обидно, что тревогу по поводу попытки рассовать по карманам собственность сразу нескольких предприятий в Самаре забили не власти, а коммерческие структуры. И никто не подумал о судьбе тысяч трудящихся хотя бы на тех же мукомольных предприятиях.

Впрочем, трудящимся не привыкать…

«Самарская газета» №60, 8.04.05

*