…Самолет Ан-124 «Руслан» разбегается по взлетной дорожке заводского аэродрома на Безымянке и берет курс на Индийский океан. В нужной точке над экватором, на высоте 10 километров, самолет делает «горку», задние двери грузового отсека распахиваются, и пневматическое устройство выталкивает из транспортно-пускового контейнера ракету. За те семь секунд, что ракета находится в свободном падении, самолет успевает удалиться на безопасное расстояние. Потом двигатель первой ступени разворачивается таким образом, чтобы обеспечить ракете вертикальный старт, включается — и ракета-носитель «Полет» уходит на околоземную орбиту, на траекторию выведения спутников, находящихся на его борту.

А «Руслан» приземляется на промежуточном аэродроме, на мысе Игольный в Южно-Африканской Республике.

«Воздушный старт» — так называется эта перспективная космическая программа, в которой принимают участие ведущие самарские предприятия. На новой лёгкой ракете «Полёт» предполагаются двигатели НК-33 и НК-43, созданные более 30 лет назад для советской лунной ракеты Н-1. Разработаны эти уникальные двигатели в ОКБ-276 (СНТК «Двигатели НК»), которое много лет возглавлял генерал-лейтенант-инженер Н.Д. Кузнецов. Серийный выпуск был организован на заводе им. Фрунзе (ныне ОАО «Моторостроитель»). Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» разрабатывает проект второй ступени и головного обтекателя «Полета». Производство обеих ступеней новой ракеты готовится осваивать завод «Прогресс». А заводской аэродром, реконструированный четверть века назад под тяжелые самолеты, перевозившие на Байконур топливные баки суперракеты «Энергия», — идеальное место старта для «Руслана» с «Полетом» на борту….

… «Романтический» этап освоения околоземного космического пространства миновал. За последние десятилетия космические спутники различного назначения стали частью нашей повседневной жизни. Услышав «голос» мобильника, мы не задумываемся о том, что имеем дело со сложнейшей космической техникой — спутниками связи. Переключая каналы домашнего телевизора, мы не ощущаем своей зависимости от космодромов, ракет-носителей, конструкторов, монтажников, связистов… Есть еще спутники навигационные, благодаря которым легко определить местоположение в любой точке земного шара пилоту самолета, капитану танкера или любителю-автомобилисту. И даже оформляя документы на приватизацию дачного участка, мы согласовываем привязку наших грядок с данными космической фотографии. Разнообразие «спутниковых услуг» растет год от года. И это означает, что ведущие самарские предприятия, связанные с космическим машиностроением, в ближайшие десятилетия без работы не останутся: слишком ответственные задачи ставит требовательный мировой рынок космической техники.

Законы мирового рынка наши предприятия начали постигать давно, почти полвека назад. Рабочие куйбышевских засекреченных предприятий были едва ли не первыми среди советских специалистов, кто выезжал работать за границу из «закрытого» города. Еще в 50-е годы специалисты завода «Металлист» ездили в Северную Корею налаживать станки для размотки шёлковых коконов (производство этих станков освоил тогда «Металлист»). Тогда же рабочие с авиационного завода № 1 («Прогресса») работали в Китайской Народной Республике, готовя к полётам стратегические бомбардировщики Ту-16, произведенные на нашем заводе и проданные в Китай. Десять монтажников с «Прогресса» сопровождали ракету «Восток» (Р-7), когда в 1968 году ее впервые решили показать на международных выставках — сначала в Ле Бурже (Франция), потом в Италии (Рим и Турин). В конце 90-х, перед тем, как в Самаре начали производство современных катеров «Аква-лайн», заводская бригада с «Прогресса» побывала на стажировке в США.

Возможно, скоро новая самарская ракета «Союз-2» будет стартовать с южноамериканского космодрома в Куру. При подготовке к стартам там не обойдутся без наших заводских специалистов — от конструкторов до рабочих. Не исключено, что будет сформирована бригада, обслуживающая ракету «Полет», когда она будет выводить на орбиту наши самарские спутники, и для программы «Воздушный старт».

Конечно, в Южную Америку или на мыс Игольный в Южно-Африканскую Республику поедут лучшие из лучших — так же, как ездят наши бригады уже сорок с лишним лет на космодромы в Плесецк и на Байконур. Высококлассных специалистов, ясно, не так уж много. Но прикинем: кто из тех, кто, к примеру, торгует в ларьках или на промтоварных рынках, станет по-настоящему крупным бизнесменом? Сколько свежеиспеченных специалистов, получив «проплаченный» диплом и специальность менеджера, становятся настоящими специалистами-управленцами, и сколько лет, сколько благоприятных стечений обстоятельств на это потребуется? Профессионалы, талантливые люди в любой сфере наперечет… Но человек, который научился ощущать станок или машину, «понимать» металл или дерево, ткань или кирпич, на всю жизнь получает бесценный опыт, который ни из каких учебников не почерпнуть.

КАК СТАТЬ ГЕНЕРАЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ

Александр Николаевич КИРИЛИН — генеральный директор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Про-гресс». Слесарь, конструктор, начальник цеха, заместитель директора, генеральный директор… Карьера очень успешная!

Наша семья жила в Запанском, а этот район считался не самым благополучным, проще говоря — хулиганским. Зимой и летом мы с утра до ночи пропадали на Самарке, плавали, ходили на лыжах или катались с горки.

У меня отец был очень строгий. Как-то мой двоюродный брат, они рядом с нами жили, взял пачку «Беломора» у своего отца, и у них за сараем мы закурили. Мне было тогда лет двенадцать. Бабушка нас там увидела, отцу рассказала. Он так поговорил со мной, что я до сих пор не курю и не тянет.

Отец погиб, когда мне было 14 лет, и уже в том возрасте мне пришлось думать, как жить, как зарабатывать. В детстве я мечтал быть лётчиком, но, к сожалению, не прошел медицинскую комиссию по зрению и решил пойти в авиационный институт: уж если не летать на самолетах, то создавать их! Учится на дневном не мог, надо было работать: мама одна, кладовщица на железной дороге. Устроился на завод «Прогресс», выбрал самую рабочую профессию — слесарь, а вечерами учился. Вставал в пять утра (цех начинал работать с семи), после работы шёл на занятия в корпус на улице Физкультурной, и только около двенадцати часов ночи попадал домой. Вспоминаю сейчас и думаю: откуда такая энергия бралась? Смог бы я сейчас такой ритм выдержать или нет?

Сначала после того, как стал самостоятельно зарабатывать, было чувство гордости собой: работаю не хуже всех! Но потом, когда руками работать приноровился, — стал присматриваться, соображать. Однажды подхожу я, 18-летний мальчишка, к старшему мастеру и говорю: «У нас неправильно оплачивается работа. Я хочу взять партию фильтров в 100 штук», — они ставились на магистраль высокого давления для очистки воздуха, и это было много больше нормы. Работал, конечно, упорно. Но за месяц сделал. И заработал около 500 рублей. А в конце месяца скандал! Старший мастер говорит: «Саша, ты, конечно, извини, но весь твой заработок я тебе не могу выплатить…». Я говорю: «И не надо, дело-то не в деньгах, я хотел себя проверить».

Может быть, вот такие ситуации и определяют, как судьба сложится у молодого человека? Начинающий слесарь, проявивший не только характер, но и четко организовавший своё рабочее место, свои рабочие дни, день за днём, год за годом живущий по минутному графику: «дом — электричка -завод -трамвай — институт — электричка — дом»… Разве не тогда решалось, быть или не быть ему генеральным директором?

А.Н.КИРИЛИН:

Ракета-носитель «Союз» нам всем родная. Но больше всего душевных сил я вложил в «Энергию». В 80-е годы я был начальником цеха трубопроводов для «Энергии», а это более тысячи наименований труб! Изготовление шло здесь, на заводе, по эталонам, потом полная доработка на Байконуре. Работали на космодроме в две смены — с семи утра до семи вечера и с семи вечера до семи утра. Бывало неимоверно тяжело, по двое, по трое суток из цеха не уходили вообще. Но сейчас вспоминаешь об этом с теплотой. Частичка души осталась в этом проекте.

НЕ ПОТЕРЯТЬ НАСЛЕДСТВО!

Лёгких профессий не бывает — так же, как и «быстрых» денег(если, конечно, речь не идет о лотерее или выигрыше у Максима Галкина). Настоящая карьера вовсе не похожа на самодвижущийся эскалатор (ты удобненько стоишь, а он тащит тебя наверх).

А если говорить о профессии, которая, что называется, даёт верный кусок хлеба на всю жизнь — такую долгую и такую непредсказуемую, — то наши прадеды и прабабушки знали, что делали, когда с малолетства отдавали детишек учиться ремеслу: азы любого мастерства надо постигать смолоду, пока восприимчив мозг, пока руки легко поддаются тренировке!

И даже если потом окажется, что истинное призвание состоит в другом, -приобретенные рабочие навыки сохранятся. Человек, который своими руками может сам обустроить свой быт, свой дом, не пропадет ни при каких житейских катаклизмах. Например, в СССР много лет существовали студенческие строительные отряды. Когда четверть века назад в нашей стране начался затяжной экономический кризис, сколько специалистов с высшим образованием вспомнили полученные в институтские годы навыки бетонщиков и сварщиков, каменщиков и штукатуров!

Старшее поколение самарских специалистов — ученых, конструкторов, заводчан — оставило своим детям и внукам немалый капитал, который позволит нашей стране, нашему городу и в XXI веке сохранять лидерство в сферах высоких технологий. Например, в 80-е годы двигатели «НК» подняли над волнами Каспийского моря экраноплан «Лунь» — огромное 600-тонное судно на воздушной подушке.   «Каспийский монстр», как его окрестили за рубежом — этакий удивительный гибрид многотоннажного корабля и самолета — развивал скорость до 500 километров в час.

С началом перестройки об экраноплане у нас в стране забыли. Но не забыли за границей. Там было разработано несколько проектов по использованию наших самарских экранопланов как передвижных космодромов! Такого на мировом рынке космической техники еще не существовало: легкая многоразовая ракета, стартовав с одного плавучего космодрома, например в Балтийском море, — сделает «прыжок» в нужную точку околоземной орбиты, оставит там спутник и опустится на площадку другого экраноплана, например возле Австралии!

Кто знает, из каких отдаленных уголков земного шара будут стартовать самарские спутники и ракеты в XXI веке, и какие экзотические названия появятся на командировочных удостоверениях самарских космических специалистов — инженеров, наладчиков, слесарей, — чьи руки будут готовить в полет новую самарскую технику?

Валентина ПОЛЕТАЕВА.

«Без рабочих рук в космос не выйти. Где можно сделать карьеру.»

«Народная трибуна»

Еженедельная газета профсоюзов Самарской области

№ 13 (746) 7 апреля 2005 года

*