* Споры вокруг трансляции по российскому ТВ похорон Папы     * Зачем Путин встречался с таджикским президентом

    * Заложников «Норд-Оста» забирают в армию

Не время выяснять отношения?

С подачи депутата Госдумы от ЛДПР Алексея Митрофанова, который выступил на заседании Думы в среду против трансляции по российскому телевидению похорон Папы Римского, в российской прессе разгорелась полемика о роли Иоанна Павла II в истории и об отношении к нему российского руководства — до и после смерти.

«Папу так и не пустили в Россию, — пишет «Газета». — Путин общался с ним в Ватикане, а Патриарх наш, глава церкви, которая опасно приблизилась к государству, неизменно отвечал «нет» на все поползновения Ватикана устроить более тесные отношения с Россией. Даже в Казахстане Папа побывал, а в Россию нельзя было. Ну так и останется это на их совести: вряд ли Папа плохого хотел, был прирожденным миротворцем, а конкуренция конфессий — бред собачий. Какая разница, веришь ли ты в Бога по одному или по другому обряду? Ты, главное, верь».

«Известия» печатают письмо Митрофанова в редакцию газеты, в котором он отстаивает ту же позицию в отношении похорон Папы Римского, что и на заседании Думы.

«Считаю также завышенным и уровень нашего представительства, — пишет Митрофанов. — Зачем премьера, тем более еврея, посылать на похороны папы? Уровень должен быть адекватен роли, которую католики играют в России. К примеру, это мог бы быть председатель комитета по религиозным организациям Госдумы. Если приезжают главы государств, в которых доминирует католическая религия, — я еще могу понять. Ну а мы-то что туда лезем?»

«Не надо быть заложниками Запада, посылать в Ватикан высочайшего уровня делегации», — утверждает депутат.

В своей редакционной статье «Известия» прослеживают «отголоски» позиции Митрофанова в решении российского президента Владимира Путина не ехать прощаться с понтификом. «В этом трудно не усмотреть некоего послания», — пишет газета.

«Ушел из жизни человек, который войдет в историю своим желанием примирить католическую церковь с другими христианскими конфессиями и нехристианскими религиями, — пишет газета. — Дань памяти ему (кстати, не только как главе католической церкви, но и как главе государства) приезжает отдавать беспрецедентное за последнее время число первых лиц стран независимо от господствующего там вероисповедания».

«Почему Россия, так много говорящая о желании интегрироваться в Европу, жалующаяся на то, что ее плохо понимают и искажают ее образ, опять ставит себя в особое положение? — недоумевает газета. — Если есть причины, по которым президент действительно не может прибыть в Ватикан, почему бы не объяснить их публично?»

«Даже если абстрагироваться от всего остального, — продолжают «Известия», — то и с пропагандистской точки зрения, символические жесты, подобные звонку Владимира Путина Джорджу Бушу 11 сентября, делают для интеграции России в демократический мир гораздо больше, чем десятки и сотни статей и телероликов, которые «на правах рекламы» и за большие деньги будут размещены официальными пиарщиками в иностранных СМИ».

«Коммерсант» печатает интервью с Фульвио Фаниа, обозревателем коммунистической газеты «Либерационе», аккредитованным в Ватикане.

Фаниа считает тот факт, что вместо президента Путина на похороны Папы приезжает премьер-министр Фрадков, а вместо московского патриарха приезжает митрополит Кирилл, «знаком, что отношения между Римской католической церковью и Русской православной — хуже некуда».

А обозреватель газеты «Труд» Валерий Коновалов считает, что сейчас не время выяснять отношения между Российской православной церковью и Ватиканом.

«Кончина Папы вызвала очередное оживление среди тех, кто любой повод использует для атак на Русскую православную церковь, — пишет Коновалов. — Теперь вот ее винят в том, что Иоанн Павел II так и не посетил Россию. С другой стороны, слышны голоса тех, кто даже в эти дни считает неуместными добрые слова в адрес понтифика из-за его разногласий с Московским Патриархатом».

«Вряд ли справедливо и то и другое, — считает обозреватель газеты. — Разногласия разногласиями, но все мы христиане, а смертный час — не время для выяснения земных отношений».

«Оседлать процесс легитимизации»

В среду в сочинской резиденции «Бочаров ручей» президент России Владимир Путин встретился с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым.

Президент Таджикистана прилетел в Сочи прежде всего для того, чтобы поговорить с Путиным о последствиях «цветной» революции в Киргизии, пишет «Российская газета».

«События в Киргизии внесли немало изменений в планы и России, и Таджикистана, и других соседних государств, — пишет газета. — Под вопросом, к примеру, оказалось проведение учений «Рубеж-2005″. И, несмотря на то что Владимир Путин на одной из последних встреч с членами российского правительства отдал Сергею Иванову приказ не отказываться от намеченных планов, все же заключительную активную фазу решено было перенести в Таджикистан. Хотя первоначально предполагалось ее проведение на территории Киргизии».

«Газета» пишет, что в Россию Рахмонов приехал искать помощи Москвы в обеспечении стабильности как в регионе, так и в собственном государстве.

Россия, цитирует газета заявление Путина по итогам переговоров, «готова оказать всяческую помощь в нормализации ситуации в Киргизии. Мы находимся в постоянном контакте с органами управления республики и надеемся, что в ближайшее время там произойдет легитимизация власти».

«В преддверии предстоящих выборов главы республики это заявление можно рассматривать как поддержку Россией исполняющего обязанности президента Курманбека Бакиева, — считает газета. — Кроме того, Москва уже подтвердила свои обещания на практике: именно в российскую столицу приезжали представители киргизского парламента за отречением свергнутого лидера Киргизии Аскара Акаева от власти».

По наблюдению специального корреспондента «Коммерсанта» Андрея Колесникова, «господин Путин извлек уроки из прошлых ошибок и решил собственноручно оседлать процесс легитимизации новой власти в Киргизии».

«У президента России не пропал вкус к политической борьбе на постсоветском пространстве. Это, конечно, чревато новыми нескучными событиями», — предупреждает Колесников.

«Войско чужого дракона»

«Новая газета» печатает материал обозревателя газеты Анны Политковской о том, что бывших заложников «Норд-Оста» собираются призывать этой весной в армию.

«К нынешней весне стали призывниками 44 выживших мальчика, побывавших в заложниках в «Норд-Осте» в октябре 2002 года», — сообщает Политковская.

«Генералы, ответственные за план по весеннему призыву в их армию, просто-таки в угаре, — пишет обозреватель газеты. — Отменяются отсрочки студентам, «балалаечникам», хворым. Метут всех. И даже тех, кому вряд ли можно иметь дело с оружием: они уже имели дело с ним при слишком специфических обстоятельствах».

«Можно много рассуждать о терроризме, — продолжает Политковская, — но чувство мести к чеченцам у многих из бывших заложников не изжито — это реальность. Они непредсказуемы в реакциях, у них дурно с нервами, они раздражительны, обидчивы, сверхранимы, неуравновешены. Автомат в руки — и что? Будем ждать новых жертв?»

«Понимая все, в прошлом году за ребят вступился московский вице-мэр Валерий Шанцев. Но теперь — все. Хотя Шанцев опять вступился, но московский военком генерал-майор Красногорский уперся», — рассказывает Политковская.

И приводит цитату из официального ответа московского военкома председателю региональной общественной организации «Норд-Ост» Сергею Карпову: » … довожу до Вашего сведения, что статьей 23 федерального закона N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» конкретно определен круг лиц, подлежащих освобождению от призыва или имеющих на это право, в который не входят лица, потерпевшие и пострадавшие от террористических актов…»

«Но разве они виноваты, что не придумали вовремя соответствующего закона? — спрашивает обозреватель газеты. — Конечно, нет. Они в своей армии уже побывали. И не они должны стране, а страна — им. Мы их не защитили. И армия не защитила, пока они были детьми. Более того, армия им уже сильно навредила, исполняя приказ: «Газы!». Товарищ генерал-майор выучил номер закона, который он предлагает изучить и остальным. Но в каком законе написано: трави газом, состоящим на армейском вооружении? Где номер того ФЗ?»

«А через год в армию должны пойти уже мальчики-старшеклассники из 1-й бесланской школы. Им что, тоже надо будет кому-то что-то доказывать? Или им тоже сунут Калашников? Как велит ФЗ-53?» — возмущается автор материала.

И спрашивает: «Чья, в самом деле, у нас армия в стране? Наша? Или это войско чужого дракона, жаждущего в жертвы тех, кого мы не имеем права скормить ему?»

Обзор подготовила Ирина Розенбранд, Служба мониторинга Би-би-си

07 апреля 2005 г., 02:54 GMT 06:54 MCK

Би-би-си

*