Первый фильм, в котором Джон Траволта сыграл Чили Палмера, мелкого гангстера, занявшегося большими делами, назывался «Достать коротышку» (1995). В том фильме герой Траволты действительно доставал одного лишь коротышку, Дэнни Де Вито. В продолжении, вышедшем под названием «Будь круче», Траволта стал круче и достает уже всех кого ни попадя: группу Aerosmith, черных рэпперов, русских мафиози и заодно зрителей.

Чили Палмера изобрел писатель-детективщик Элмор Леонард, автор в Голливуде более чем известный: например, именно по его роману Тарантино поставил свою «Джеки Браун». Неброского, но знающего толк в жизни бандита заносило на «фабрику грез», где он обнаруживал, что в кинобизнесе нравы царят далеко не вегетарианские и человек, умеющий выбивать деньги из должников, сумеет выбить их и из продюсеров. Персонаж получился вполне колоритный, и его не портила даже ленивая игра Траволты, расслабившегося после «Криминального чтива». Жалко было расставаться с этим пройдохой, и продюсер первого фильма Дэнни Де Вито решил выпустить акулу Палмера в свежий бассейн: на просторы шоу-бизнеса.

Вместо заигравшегося в «людей в черном» Барри Зонненфельда в режиссеры позвали Гэри Грея («Ограбление по-итальянски») из молодых да ранних. В пару с известным тусовщиком Де Вито им удалось зазвать не просто много, а очень много разнокалиберных звезд. Помимо Траволты в кадре мелькают Джеймс Вудс (убитый в самом начале фильма владелец звукозаписывающей компании), Ума Турман (вдова убитого Джеймса Вудса), Харви Кейтель (конкурент Умы Турман), Винс Вон (тупой подручный Харви Кейтеля), Дуэйн «Скала» Джонсон (гомосексуалист-телохранитель Винса Вона) и Седрик-развлекатель (начальник банды гангста-рэпперов, вымогающих деньги у Траволты, Турман и Кейтеля). За музыку отвечают известная в США исполнительница песен в стиле r»n»b Кристина Миллиан (в роли молодой, но перспективной певички Линды Мун), Стив Тайлер из Aerosmith (в роли Стива Тайлера из Aerosmith) и масса персонажей американской хип-хоп-сцены, от Вайклифа Джина до RZA.

Наверное, предполагается — если создатели этого фильма способны вообще что-то предполагать, — что при таком количестве знакомых лиц необходимость следить за сюжетом отпадет сама собой, а зритель впадет в приподнятое состояние духа. В общем-то так оно и есть. Любителей сложных криминальных многоходовок просят не беспокоиться, им для утешения даны две очень колоритные банды, чернокожие братки от хип-хопа (надо было очень постараться, чтобы найти столько перекачанных негров с бицепсами объемом с собственную голову) и русские мафиози (все как один — вылитые Распутины) во главе с паханом по имени Влад Булкин. Для особо продвинутых киноманов есть некоторое количество цитат: танец Траволты с Турман — пляшут они не под что-нибудь, а под живых Black Eyed Peas в сопровождении гениального джазового пианиста Серхио Мендеса — и эмблема Aerosmith на копчике Умы.

Проблема «Будь круче» не в том, что эта якобы комедия не крута и не смешна, а в том, что слишком старомодна. Она откатывается в те времена, когда газеты обсуждали перестрелки между рэпперами и пугали обывателя русской мафией. Если сравнивать с нашим кино, то представьте себе чернушную комедию 1990 года выпуска, в которой музыканты «Машины времени» помогают раскрутиться Наташе Королевой. А Траволте и компании явно понравилась невинная забава в песочнице, и не исключено, что скоро они позовут новых товарищей и продолжат лепить куличики памяти пробивного парня Чили Палмера. В конце концов, кроме кино и шоу-бизнеса есть и другие, не менее криминогенные области человеческой деятельности. Спорт, например, или политика. Поэтому не удивляйтесь, если Чили Палмер вдруг решит выдвинуть себя в президенты.

06.04.2005

Игорь Потапов

ГАЗЕТА

***