Астрономы, разумеется, давно предсказали затмение. Тем не менее именинниками чувствуют себя сторонники теории, гласящей, что солнечные затмения сопровождают значительные исторические события. Впрочем, Иоанна Павла II и так причисляют к лицу блаженных за ранее сотворенные им чудеса.

На похороны Папы прибудет рекордное число глав государств и правительств: Джордж Буш, Жак Ширак, Тони Блэр, Россию будет представлять премьер Михаил Фрадков. Ватикан вынужден был ограничить число приглашенных. Он не сделал исключения даже Соединенным Штатам: эту страну будут представлять пять посланцев — Джордж Буш, его супруга, два экс-президента — Буш-старший и Билл Клинтон, госсекретарь Кондолиза Райс. Еще двое из ныне живущих президентов Джимми Картер и Джеральд Форд не смогут прибыть на похороны понтифика. Хотя и намеревались это сделать.

В канун траурной мессы, право, даже трудно понять, кто же был так заинтересован с проволочкой обнародования завещания Папы Римского — то ли находящаяся у власти коллегия кардиналов, то ли сам Иоанн Павел II, который, собираясь в мир иной, не исключено, такое написал в том завете.

После кончины понтифика его завещание стало быстро обрастать домыслами, догадками и даже дезинформацией. Поначалу утверждалось, что такого документа нет вообще. Потом, что он все же есть, но в нем ничего не говорится ни о преемнике, ни о том, где следует похоронить самого Папу.

В минувшие понедельник и вторник сообщалось, что коллегия кардиналов занята чтением завещания. Вчера стало известно, что Иоанн Павел II доверил его личному секретарю, архиепископу поляку Станиславу Дзивишу. А тот передал документ кардиналу Эдвардо Сомало, отвечающему за соблюдение канонических правил после смерти понтифика.

Завещание написано на четырех страницах, написано оно по-польски. Его перевод на итальянский и латинский языки, объясняют иерархи, и является причиной запоздания обнародования. Похоже, в Ватикане что-то явно не связывается. Ведь не случайно же указывается, что завещание — личное дело Папы. Кардиналы обязаны его исполнить, но не обязаны оглашать.

Иоанн Павел II не оставил достояния, кроме небольшого числа личных вещей. Так что завещать в общем-то нечего. Читателям было бы небезынтересно узнать, как обстояло дело с завещанием других Пап.

Как сообщил директор Института Иоанна Павла II в Кракове Яцек Урбан, не существовало эталонов написания папских завещаний. Например, Иоанн ХХIII, правивший Апостольской столицей с 1958 до 1963 гг., подготовил свое завещание еще в 1954 году. А за два года до смерти внес в него некоторые изменения. «Происходя из бедной, смиренной семьи, — написал Папа, — я умираю счастливым, так как являюсь бедным, посвятившим свою простую и скромную жизнь бедным людям и святой церкви».

Преемник Иоанна ХХIII — Павел VI оставил более конкретное завещание: «Желаю умереть в убожестве. Моей недвижимостью пусть распорядятся братья Лодовико и Франческо. Наиболее ценные вещи надлежит раздать убогим. Прошу уничтожить мои рукописи, личные письма и заметки». К слову, последний пункт так и не был исполнен.

Павел VI желал, чтобы его похороны были простыми, скромными. Гроб следовало предать земле. Однако это пожелание осуществили лишь частично: саркофаг Папы поместили в крипте базилики святого Петра, символически присыпав его землей.

Уходящие Папы, как правило, не оставляли особых распоряжений относительно своего погребения, так как знали, что в соответствии с канонами церкви будут похоронены во все той же базилике святого Петра.

В последние 200 лет были лишь два отступления от этого правила. Пий IХ (1846—1878 годы) пожелал, чтобы его похоронили в базилике Сан-Лоренцо на римском кладбище Кампо Верано. Пожелание было исполнено, но только через три года после смерти. Пий VI (1775—1799 годы) был изгнан из Ватикана Наполеоном и умер в Валенсии, где его и похоронили. Через два года гроб с телом Папы перенесли в Ватикан, однако его сердце осталось в Валенсии.

Анатолий Шаповалов

«Российская газета»

*