УЛЬЯНОВСК — Ульяновская область стала одним из последних регионов в России, где в декабре 2004 г. всенародно избирали губернатора. Для жителей области это уже третья попытка избрать руководителя, способного вывести ее из экономического тупика. Неплатежи за электричество росли как снежный ком, а прежние губернаторы не научились проводить вовремя даже текущие платежи, несмотря на многомиллионные дотации из центра. Новый губернатор Сергей Морозов обещает решить эту проблему, и не только эту. А если не получится — он сам через два года попросится в отставку.

— Прежде чем стать мэром Димитровграда, вы почти 20 лет прослужили в милиции. Что побудило вас пойти в политику?

— Я стал мэром Димитровграда с единственной целью — навести порядок в городе. Порядок во власти — чтобы поборы и взятки перестали быть нормой жизни, порядок в коммунальной сфере, в социальных вопросах.

— Оппоненты называли вас ставленником группы компаний “СОК”. Отношения муниципалитета с хозяевами градообразующих предприятий — одна из самых сложных проблем для небольших городов. Как вы ее решали?

— Мэру нормальные взаимоотношения с руководством Димитровградского автоагрегатного завода просто необходимы, чтобы работать эффективно. Это второй налогоплательщик в области, а в городе все крутится вокруг него. Я видел, что на завод пришли вменяемые менеджеры. До них ДААЗ, по большому счету, растаскивали, еще немного, и его просто весь украли бы — “КамАЗами” вывозили. Пришла жесткая компания, которая сказала: у нас есть хороший бизнес-проект. И за четыре года они его вывели из кризиса. Завод повысил зарплаты, выполнил всю производственную программу, выплатил все налоги.

— После вашего избрания губернатором на ключевых постах в администрации области появились руководители, ранее имевшие отношение к структурам “СОКа”…

— Мы друг друга временем проверили, мне известны их приоритеты, и они полезны для жителей области. Но посмотрите внимательно на назначенных замов. Среди них есть представитель УАЗа, это “Северсталь”, — Александр Пинков. Моим первым замом стал руководитель предприятия “ВИС-МОС” из системы “Газпрома” — Александр Майер. В моей команде — Сергей Никитин, который работал и в “Газпроме”, и в РАО ЕЭС.

Я буду поддерживать любого инвестора, который может эффективно работать. Я трижды встречался с ульяновскими бизнесменами и им сказал: ребята, я вас жду в этом кабинете ежедневно либо до восьми утра, либо с восьми до 10 вечера. Приходите со своими предложениями, с инвестпроектами, я готов без всяких формальностей с вами разговаривать. И знаете, пока пришло чуть больше 10 человек. Остальные по старой обломовской традиции сидят и ждут: может, мы лучше в темной водице поныряем. Но мы скоро всех вытащим из этого болота, заставим привести свои предприятия в порядок, нормально платить налоги и заработную плату, вспомнить про социальные программы.

— Почему у вас возникла мысль стать губернатором? Ульяновская область — один из самых проблемных регионов в стране, даже от популярности Героя России Владимира Шаманова за четыре года здесь мало что осталось.

— Пост губернатора для меня как брошенная перчатка. Наш регион по основным социально-экономическим показателям занимает последние места. Но я никогда не считал, что Ульяновская область — депрессивный регион. И работой в Димитровграде я показывал, что даже здесь, где царит анархия, может быть город, в котором вовремя вывозят мусор, есть горячая вода, развивается детский спорт и социальные программы.

— Главная проблема области — кризис в энергетике. В 1990-х гг. предприятия и ЖКХ накопили около 3 млрд руб. долгов за электричество. При Шаманове долг вырос еще на 1 млрд руб., хотя федеральный центр предоставлял дотации на оплату энергопотребления. Как вы собираетесь решать эту проблему?

— Общая задолженность региона перед РАО “ЕЭС России” — около 4 млрд руб., а доходная часть бюджета Ульяновской области — 6,6 млрд руб., консолидированного бюджета — 10 млрд руб. Такое вот соотношение. Выход из этой ситуации мы видим так: нужно выполнять то, что подписываешь. В 2002 г. задолженность была реструктурирована на 15 лет, с 2004 г. область должна была начать погашение долга. К сожалению, предыдущая администрация не внесла эту строку в бюджет ни на 2004-й, ни на 2005 г. Сейчас по результатам I квартала мы внесем изменения в бюджет 2005 г. и 203 млн руб. в качестве погашения задолженности перед РАО ЕЭС заплатим в этом году. И в дальнейшем будем закладывать в бюджет средства на выплату долга.

Знаете, из-за чего в Ульяновской области энергокризис? Из-за того, что везде идет обман. Муниципальные власти обманывают областные, областная власть — РАО ЕЭС. Вместо того чтобы платить, начали строить ледовый дворец — который, кстати, так же удачно похоронили. Вместо того чтобы погашать долги, начали так чудить с финансами… Столько средств ушло на сторону, что волосы дыбом!

Теперь — все! Первое: начинаем платить. Второе: дано жесточайшее указание всем главам городов и районов о приоритетности оплаты энергоресурсов. Третье — мы серьезно рассматриваем вопрос о передаче в аренду РАО ЕЭС сетей, в том числе муниципальных, чтобы создать одну компанию, которая будет их обслуживать.

— Вы собираетесь сдерживать рост тарифов или, наоборот, скорее приближать их к экономически обоснованному уровню?

— Мы должны в ближайшее время привести все тарифы к федеральному стандарту. Для Ульяновской области это будет означать рост тарифов на основные услуги ЖКХ — отопление, горячую воду — примерно на 30%. Да, это достаточно жестко и тяжело для людей. К сожалению, другого выхода нет. У нас нет средств, чтобы погасить разрыв между низкими тарифами и высокой ценой теплоэнергии. Сейчас мы разрабатываем программу социальной защиты населения. Надо защитить самых обездоленных от этой шоковой терапии.

— В области нет больших финансовых ресурсов, и для подъема экономики необходим приток инвестиций извне. Есть ли у вас план, как привести сюда серьезные деньги?

— Ресурсов не так уж мало. Ульяновская область когда-то была развитым, стабильным регионом. Ничего не изменилось, материальная база осталась прежней. Предприятия все здесь, земля никуда не делась, в трети районов прекрасный чернозем. Есть неплохие залежи нефти, прекрасные запасы леса. Но привлекать инвестиции необходимо, и мы движемся по нескольким направлениям. Один из локомотивов — строительство. Мы готовы выделять земельные участки инвесторам. А в качестве сопровождающего для хождения по кабинетам дадим им одного из руководителей областной или городской администрации — чтобы не было не то что поборов, но и волокиты. У инвесторов не будет проблем с подписанием разрешительных документов — все они будут подписываться сразу, в одном месте. Уже есть инвесторы, которые вкладывают солидные финансовые средства в восстановление животноводческих комплексов области. В городе Барыше инвесторы пришли на суконную фабрику им. Гладышева, там монтируется современное оборудование, и это будет одна из самых крупных фабрик в России. На днях мы запускаем ликероводочный завод, который простаивал, там заканчивается монтаж самого современного оборудования. Это тоже результат прихода новых инвесторов.

— Чем областная власть может помочь крупнейшим предприятиям региона — УАЗу, заводу “Авиастар”?

— У “Авиастара” огромные долги перед городским и областным бюджетом, и мы готовим проект областного закона о реструктуризации задолженности. А у областного бюджета еще с начала 90-х гг. большой долг перед “Авиастаром”, за то что он ремонтировал автобусы. Мы рассматриваем вопрос, чтобы по результатам первого полугодия внести в бюджет изменения и вернуть эти долги заводу.

Мы думаем о том, чтобы разрешить УАЗу выйти на приобретение энергии через ФОРЭМ. Принять такое решение непросто, но оно даст заводу возможность серьезно снизить затраты и себестоимость продукции. Второе: мы рекомендовали и муниципалитетам, и предприятиям автомобильную технику, особенно коммунальную, приобретать на УАЗе. Какой смысл приобретать, скажем, огромные “КамАЗы”, “ЗиЛы” или “бычки” для коммунальных нужд, когда у нас есть свой транспорт, по большому ни в чем не уступающий. Чтобы реализовать программу “Школьный автобус”, нам нужно порядка 80 единиц транспорта. Коммунальному хозяйству требуется около 100 единиц техники.

— Вы объявили о сокращении на 30% управленческого аппарата в администрации области. Сколько на этом сэкономите?

— Только в областной администрации мы сэкономим порядка 70 млн руб. в год — это почти 30% всего фонда зарплаты. Мы советуем, чтобы и муниципалитеты оптимизировали численность администраций. Это даст нам возможность сэкономить в год уже порядка 600 млн руб. только по фонду зарплаты — огромная сумма!

— Ульяновская область считалась развитым аграрным регионом, но сейчас сельское хозяйство региона в упадке. Как можно поднять отрасль?

— В Ульяновской области половина населения живет в селе. А в экономике доля сельского хозяйства составляет всего 12%. Абсолютное большинство сельхозпредприятий убыточны. Во многих хозяйствах прекратило свое существование животноводство, очень плохи дела в растениеводстве, не поддерживаются личные подсобные хозяйства. Мы увеличиваем финансирование сельского хозяйства почти в два раза. По нашим оценкам, мы в этом году инвестируем в него больше 1 млрд руб. — с советских времен оно ни разу не получало такой суммы.

— Ульяновская область получает дотации из центра. Вы будете стараться увеличить объем помощи, поступающей из Москвы, или избавиться от дотаций?

— Мы перечисляем в федеральный бюджет и внебюджетные фонды 3,5 млрд руб. А получаем немногим более 2 млрд. Это правильно или нет? Мы же “бедные”, как нас считают. Чтобы более-менее концы с концами свести, нам не хватает от 1,5 до 2 млрд руб.

Я не собираюсь к делу и без дела просить деньги. Мне говорят: а что ты с письмами в Москву не ездишь? Не езжу из-за того, что хочу сам себя и Ульяновскую область уважать, хочу сначала показать, что у нас есть деньги. И я вижу, где их взять. На днях начинает работать ликероводочный завод — только от одного предприятия мы ожидаем дополнительно получать в бюджет от 400 до 600 млн руб. Еще несколько предприятий восстановим, запустим — это ориентировочно порядка 1 млрд руб.

По нашим оценкам, из-за того что зарплату выдают “в конвертах”, область теряет около 1 млрд руб. — от 300 млн до 500 млн руб., думаю, мы должны здесь забрать. Ну и еще есть несколько мероприятий, которые позволяют приблизить эту цифру к 2 млрд руб. Таким образом, мы планируем выйти на бюджет около 10 млрд руб., в том числе по собственным доходам на 8 млрд руб. Это задача на 2005 г.

— Вы один из последних всенародно избранных губернаторов в России. Собираетесь ли вы обращаться к президенту за подтверждением доверия с его стороны?

— Я уже обратился к руководству ПФО о том, чтобы рассмотрели вопрос о моем представлении на должность. Но сам для себя я решил, что через два года должен пройти своеобразный экзамен. Если я к тому времени решу проблему жилищно-коммунального комплекса и у жителей области, города Ульяновска появится горячая вода летом, а отопительный сезон будет начинаться и заканчиваться вовремя, если я действительно увеличу доходную часть бюджета до тех сумм, о которых сказал, — тогда я готов остаться на следующие два года. Если нет, то надо просто набраться мужества и проситься на другую работу.

БИОГРАФИЯ

Сергей Морозов родился в 1959 г. в Ульяновске. После средней школы работал станочником на мебельной фабрике. В 1977-1980 гг. служил на Тихоокеанском флоте. С 1981 по 1995 г. работал в органах внутренних дел Ульяновска, занимал должности от инспектора уголовного розыска РОВД до руководителя спецподразделения УВД Ульяновской области по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Заочно окончил Всесоюзный юридический институт. В 1995 г. назначен начальником УВД Димитровграда (Ульяновская область). В 2000 г. избран главой города Димитровграда, а в декабре 2004 г. — губернатором Ульяновской области.

Александр Комраков

Для Ведомостей

06.04.2005, №60 (1342)

Ведомости

*