(МК). По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 6—8% фармацевтического рынка занимают подделки. В России, по оценкам экспертов, “паленых” лекарств чуть ли не 20%. Это цифры. Только каждый процент — это люди, которые стали инвалидами, “полечившись” фальсификатом.

    Справка:

     Несколько лет назад свыше тысячи пациентов были доставлены в больницы Волгограда с серьезными осложнениями из-за “паленого” инсулина.

     Каждый прием “пустышки” для людей с заболеваниями центральной нервной системы и болезнями психики — регресс и шанс никогда не выздороветь.

     Каждый фальшивый антибиотик может привести к тому, что нормальный, здоровый человек вместо гриппа или отита (воспаление уха) получает “букет” гораздо более серьезных болезней, вроде приступов эпилепсии или лопающихся сосудов.

     Специалисты обещают, что ситуация изменится с введением в нашей стране международных стандартов качества. Но когда это будет и как может обычный гражданин “отделить зерна от плевел”, пока непонятно.

Семь кругов лекарственного ада

     “Уважаемая редакция! Мне 22 года. После операции на щитовидной железе я вынуждена жить на лекарствах. Уже два года врач не может подобрать для меня гормональный препарат. Сначала я принимала L-тироксин, но после очередного обследования выяснилось, что гормон, которого нет в моем организме, не поступал ко мне и с “лекарством”. Потом я узнала из новостей, что мой препарат оказался поддельным. Сейчас я пью эутирокс, но боюсь, как бы и он не оказался фальшивкой — недавно я видела подобные сводки. Я бы хотела узнать, могу ли я каким-то образом отдать лекарство на экспертизу, чтобы хоть вовремя узнать, что я принимаю, и не начинать курс лечения заново? Спасибо! Татьяна, Москва”.

     Справка “МК”:

     От фальсифицированных медикаментов не застрахован никто. По сведениям ВЦИОМ, практически каждый седьмой россиянин “живет” на лекарствах. Причем это не обязательно люди с хроническими заболеваниями. Кто-то постоянно пьет витамины, кто-то — покупает противовирусные препараты. В Кемерове был случай, когда по вине производителя обычной аскорбинкой отравились дети: в ней оказались примеси феназепама. По данным ВОЗ, примерно половину всех фальшивых лекарств занимают антибиотики. Часто подделывают психотропные вещества, гормональные препараты, кровозаменители, средства от рака.

     “Умельцы” от фармакологии подделывают препараты по-разному. Есть и просто пустышки — крахмал или сода под оболочкой; могут “положить” в лекарство меньше активного препарата или приготовить пилюлю из “лежалой” субстанции с истекшим сроком годности.

     Специальные лаборатории для проверки фальшивок организованы при Центрах сертификации и контроля качества лекарственных средств. Есть лаборатории при НИИ и крупных медцентрах с аккредитацией Минздрава: правда, на многомиллионную столицу их… всего 18. Да и те, мягко говоря, не рвутся помогать простым гражданам. В чем лично убедился корреспондент “МК”, пройдя шесть кругов лекарственного ада.

      Круг первый. В Центре экспертизы качества медицинской и фармацевтической деятельности при Союзе потребителей России (который находится в Санкт-Петербурге) нам доходчиво объяснили, что проверкой лекарств не занимаются. Тем более по заявкам обычных граждан. “Обращайтесь в специальный центр по контролю за качеством лекарств, — довольно вежливо посоветовала по телефону питерская барышня. — Да, у нас в городе такой есть. Наверно, и в Москве тоже. Нет, телефона ни того, ни другого не знаю — ищите сами”.

      Круг второй. Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств г. Москвы. Если постараться, можно найти сразу несколько номеров, и в том числе “горячую линию”. Правда, за несколько дней постоянных звонков ни один телефон так и не ответил.

      Круг третий, он же четвертый. Можно было не раскалять и без того “горячие” телефоны. Заявки принимаются не от потребителей, а от организаций. Все равно нормальный человек такие деньги за проверку пачки таблеток платить не будет. Сначала надо потратиться на само лекарство (таблеток для проверки нужно будет привезти не менее 100 штук, причем непременно из одной партии), а затем на экспертизу — минимум 2 тыс. рублей.

      Круг пятый. “МК” посоветовали обратиться в Союз потребителей — теперь уже Центрального региона. Здесь телефонные трубки берут, но любят бросать, заслышав человеческий голос. Затем все-таки посылают… Нет, не угадали. В круг шестой.

      Круг шестой. Центр экспертизы качества медицинской и фармацевтической деятельности при Союзе потребителей России (см. круг первый).

      ЭКСПЕРТЫ “МК”:

     Леонид Рошаль, глава отделения неотложной детской хирургии и травматологии НИИ педиатрии РАМН:

     — Думаю, рядовой потребитель этими вопросами заниматься не должен. Это дело государства, чтобы в аптеках не было фальсификатов. Нужно, чтобы в каждом регионе были современные лаборатории, которые имели бы возможность часто проверять медикаменты. Пока же у нас очень слабый контроль в этой области.

      Михаил Рокицкий, член думского Комитета по здравоохранению:

     — За рубежом фирме, попавшейся на изготовлении лекарственных фальшивок, грозят не только колоссальные штрафные санкции, но и суровые тюремные сроки для конкретных виновников с пожизненным лишением права заниматься фармакологией. По нашему же Уголовному кодексу даже если удастся доказать виновность изготовителя контрафактных медпрепаратов, ему грозит два года тюрьмы максимум. Как за любые другие некачественные товары, если они не привели к смерти потребителя.

     Конечно, плохо, если я покупаю пиджак, на нем написано “Карден”, а он сделан на Малой Арнаутской в Одессе. Но когда я покупаю лекарство, это гораздо хуже и опаснее. Изготовление фальсифицированного лекарства или продажа препаратов с подделанной датой производства — это покушение на здоровье и жизнь человека и должно расцениваться как тяжкое преступление. Поэтому законодатели настаивают на ужесточении уголовных наказаний за фальсификаты и требуют отдельно описать эту проблему в УК. Но соответствующие поправки “лежат” в Думе давно, и неизвестно, когда они все-таки станут законом.

      СОВЕТЫ “МК”:

     — Дружите с врачами.

     Можно с одним. Заведите себе “семейного доктора”, даже если в данный момент не болеете, поздравляйте с праздниками и заходите просто поболтать. Он будет в курсе всех ваших “болячек”, может посоветовать, какое лекарство покупать и где, а какое — не стоит.

     — Научитесь пользоваться Интернетом.

     На многих фармакологических сайтах регулярно публикуются в открытом доступе списки поддельных лекарств.

     — Заведите в семейном бюджете статью расходов на лечение.

     И “семейный врач”, и хорошие, эффективные лекарства, как правило, стоят недешево. Так что в случае болезни у вас будет свой стабилизационный фонд, свой резерв.

     — И — будьте здоровы!

     Болеть в нашей стране слишком опасно для здоровья.

  

   Виктория ПРИХОДЬКО.

Московский Комсомолец

от 05.04.2005

Московский Комсомолец

*