(Самарская газета. Архив 2000г.) Если представить «Книгу самарских рекордов», в ней непременно окажется имя Виктора Павловича Лукачева. И не только потому, что он свыше трех десятилетий успешно руководил Куйбышевским авиационным институтом и из 68 отпущенных ему судьбой лет 45 прожил в Самаре, став одним из необычайно популярных и прославленных ее граждан, единственным самарским ректором, Героем Социалистического Труда.

Он «принял» институт, когда на всего двух его факультетах обучалась тысяча студентов, а оставил будущий аэрокосмический университет с семью дневными и двумя вечерними факультетами, на которых становились творцами авиационно-космической техники почти десять тысяч молодых инженеров.

В начале 50-х в штате КуАИ среди чуть более ста преподавателей какое-то время был всего один-единственный профессор — доктор технических наук Наум Резников. К концу же «эпохи Лукачева» в числе 770 преподавателей института были 4 академика и члена-корреспондента, около 100 профессоров, докторов наук и 500 — кандидатов наук.

В институте появилась не только собственная аспирантура, но и докторантура, открылись диссертационные советы. Вслед за созданными тридцатью суперсовременными научно-исследовательскими лабораториями возникло целых пять научно-исследовательских институтов…

Это, конечно, далеко не все, что успел свершить на самарской земле во имя достижения страны в космосе Виктор Павлович Лукачев. И мне особенно приятно рассказывать о нем, ибо он мой земляк — с украинского угольного Донбасса. Он родом оттуда, где среди синих шахтных терриконов укрылись густыми вишневыми и абрикосовыми садами поселки углекопов. В одном из них, около рудника Щербиновка, ставшего городом Дзержинском, и родился ровно 80 лет тому назад 4 апреля 1920 года Виктор Лукачев.

Его отец, Павел Иванович, всю жизнь проработавший в забоях и на проходке, был из семьи русских крестьян, перебравшихся в Донбасс на заработки из центральных губерний. Мать, Полина Петровна, — коренная донецкая хохлушка, очень любила своего Витю, оказавшегося единственным ребенком (после болезни других детей у нее не было). Вскоре после рождения сына Лукачевы перебрались в Горловку и поселились в белой мазанке на сельского вида городской окраине, где почти каждая семья держала подсобное хозяйство, огороды.

Детство Виктора было очень трудным. Уже живя в Горловке, в страшно голодном 1933 году он, 13-летний пацан, помогал спасти себя и семью, вылавливал на полях сусликов. Учился в рудничной школе и, как многие тогда, мечтал о небе, самолетах. Тем более что эта мечта подогревалась аэроклубом и учебными бипланами — «кукурузниками», деловито тарахтевшими над копрами и терриконами.

Школьником, по малолетству, Виктор Лукачев не смог подняться в небо. Но после выпуска поехал в Питер и поступил в Институт инженеров гражданского воздушного флота, который, по его мнению, давал ему прямую путевку в небо. Одновременно учился в аэроклубе, успел до начала «незнаменитой» советско-финской войны налетать 50 часов. И безуспешно пытался с приятелями попасть в действующую армию…

А через год началась Великая Отечественная. И Лукачев с институтскими друзьями добровольцем прорвался на фронт, хотя учеба в его вузе предоставляла ему законную «бронь». С тремя курсами авиационного института он был направлен механиком самолетов в истребительный авиаполк, кочевавший вместе со своей авиадивизией по полевым аэродрома Ленинградского и Воховского фронтов.

Сутками под открытым небом, в дождь, снег и мороз он и его товарищи готовились к вылетам, залечивали раны курносых трудяг — «ишачков». А когда, случалось, те падали, сбитые «мессерами», вытаскивали их из лесов и болот. В один из таких «болотных походов» холодной осенью 1942 года, почти сутки пробарахтавшись в ледяной жиже, тогда уже сержант Лукачев сильно застудил почки.

Санитарный эшелон попал под бомбежку. Взрывной волной сержанта выбросило из вагона и сильно ударило о землю; к болезни почек прибавилась тяжелая контузия. На лечение он попал в глубокий тогда тыл — в Куйбышев, на Волгу. Здесь его и комиссовали из армии по состоянию здоровья.

Как раз в том 1942 году, на его счастье, был организован авиационный институт. И ставший инвалидом двадцатидвухлетний кавалер ордена Отечественной войны и медали «За оборону Ленинграда» продолжил прерванную учебу. В институтской среде фронтовик-доброволец и орденоносец Лукачев сразу был отмечен особым вниманием и уважением. Человек честолюбивый, сильный, с несомненно врожденными организаторскими способностями, он стал ярким общественным лидером — секретарем комитета комсомола, председателем профкома, наконец, секретарем партбюро института. И все это одновременно с упорной учебой, а затем и работой в институте.

Спустя год после Победы Виктор Лукачев, к тому времени уже успевший обзавестись семьей, получил диплом и был оставлен на кафедре авиадвигателей и теплотехники как подающий большие надежды молодой специалист. Его хотел тогда взять к себе в КБ генеральный конструктор Николай Дмитриевич Кузнецов, будущий профессор и заведующий кафедрой этого института, которому тоже нужны были талантливые моторостроители. Но для Лукачева квартиры в «хозяйстве» Кузнецова сразу не нашлось, а институт сумел выделить комнату. Так «жилищный вопрос» помог КуАИ обрести своего будущего знаменитого ректора.

Первые десять лет работы в институте были для Лукачева годами «разгона»: рядовой инженер, заведующий моторной лабораторией, ассистент, старший преподаватель кафедры теории авиадвигателей… Написал и защитил диссертацию, занялся серьезной научной работой. Но у горкома партии относительно Лукачева были иные планы. И он становится освобожденным секретарем партбюро института.

А когда в 1956 году «встал вопрос об укреплении руководства институтом», уже обком партии принял неординарное решение о 36-летнем кандидате технических наук. Целеустремленный, напористый и пробивной, смелый и одновременно осторожный и гибкий в отношениях с высоким начальством, Лукачев оказался во главе начинавшего быстро расти института именно в тот момент, когда самолетостроители, повинуясь велению времени, начали «превращаться» в создателей ракетно-космических систем. Так Виктор Павлович Лукачев, можно сказать, стал ректором космического призыва…

Но до «прорыва в космос» молодого ректора ждали геркулесовы труды, сложнейшие и труднейшие дела на земных орбитах. В первые же месяцы он «пробивает» в обкомовских и облисполкомовских кабинетах решение о строительстве первого институтского общежития и жилого дома для преподавателей. А к началу нового учебного года добивается освобождения большого соседнего помещения для института. При поддержке бывшего директора авиационного завода N 1 Виктора Яковлевича Литвинова, возглавлявшего к тому времени Совнархоз, в институте создается девять отраслевых научно-исследовательских лабораторий…

И это были только первые шаги. А дальше — поражающая масштабами воображение неизменно созидательная, да еще с каким-то поистине «ракетным ускорением» работа. Причем каждое дело диктовалось созданием и расширением в Самаре, на Волге предприятий ракетно-космического комплекса и авиационного машиностроения.

1956 год. Строится крупнейший в Европе металлургический комбинат легких сплавов. И в институте открывается металлургическое отделение обработки металлов давлением.

1958 год. Сергей Павлович присылает в Куйбышев Дмитрия Ильича Козлова для организации на заводах N 1 и N 24 серийного выпуска стратегических ракет «Р-7» и двигателей к ним. И в институте на следующий же год открывается подготовка инженеров-ракетостроителей, специалистов конструирования и производства радиоаппаратуры, систем управления ракетами и ракетных двигателей.

1962 год. В ответ на необходимость изготовлять на заводе «Экран» точнейшие космические приборы и разнообразные радиоэлектронные средства открывается радиотехнический факультет.

1971 год. В производство внедряются автоматизированные системы обработки информации и управления. И в авиационном создается отделение АСУ и прикладной математики, преобразованное впоследствии в факультет информатики.

1986 год. Только начаты перестроечные реформы. Но уже чувствуется необходимость в будущих организаторах производства в рыночных условиях. И институт начинает подготовку инженеров-управленцев, что впоследствии, уже после смерти Лукачева, приводит к рождению факультета менеджмента.

…Декан факультете двигателей, профессор Юрий Алексеевич Кныш, принявший в свое время от Виктора Павловича заведование кафедрой теории двигателей летательных аппаратов, свидетельствует:

— Лукачев был максималистом в постановке и достижении целей, которые для многих казались невозможными. Мне кажется, в его натуре было что-то полководческое, неукротимое, как у Королева или Жукова. Он был необычайно смелым и потому очень редко шел по длинному и вязкому пути инстанций: отдел — главк — зам. министра или райком — горком — отдел обкома… Нет, он часто стучался к руководителям такого уровня — так называемым «первым лицам», которые могли не просто «вообще» посочувствовать, похлопотать, посодействовать, помочь, а, не затягивая, решить проблемы развития института.

Бывший многолетний председатель Куйбышевского горисполкома Алексей Андреевич Россовский вспоминает:

— Виктор Павлович был дипломатом. Но напористым дипломатом. Заполучив у нас землю под застройку студенческого городка, правдами и неправдами довел дело до конца. Новые учебные корпуса, научно-технический центр, база авиационной техники, спорт-комплекс, комбинат питания, профилакторий, семь студенческих общежитий — все это появилось благодаря неутомимым стараниям этого замечательного человека.

Генеральный конструктор и генеральный директор ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрий Ильич Козлов, с 1958 года рука об руку проработавший с Виктором Павловичем, причем 20 лет в качестве профессора, особо отметил, что тот сумел оснастить кафедры и лаборатории самым современным оборудованием.

— Современная для каждого периода электронно-вычислительная техника всегда была дорогой и дефицитной. Но когда я впервые побывал в институте, там уже работала ЭВМ первого поколения «Урал-I». Благодаря Лукачеву ее приобрели в 1957-м, наверное, одну из первых ЭВМ во всей области.

Бессменный ученый секретарь института Таисия Дмитриевна Павлова считает, что Виктор Павлович был душой всей региональной научной элиты:

— Он долгое время возглавлял областной совет научно-технических обществ. Это была крупнейшая организация в Советском Союзе. Благодаря нашему ректору в городах области создавались Дома науки и техники.

Кстати, через возглавляемый профессором, доктором технических наук, заслуженным деятелем науки и техники Лукачевым диссертационный совет прошли около 800 будущих докторов и кандидатов наук, в том числе более 100 собственных — институтских. А сам он был крупным ученым, изучавшим процессы смесеобразования и горения топлива в двигателях летательных аппаратов. Ему принадлежит авторство или соавторство около 200 научных работ, 6 патентов, 33 авторских свидетельства.

Его сын, Сергей Викторович Лукачев, доктор наук, профессор и еще проректор и заведующий кафедрой теплотехники и тепловых двигателей, рассказывает:

— Батя так много успел сделать потому, что работал не только целыми днями, но часто и по вечерам приглашал кого-то к себе, оп телефону и гуляя по набережной Волги, продолжал решать какие-то конкретные дела…

Как у всякого человека, у него кроме друзей-соратников были, конечно, и личные друзья и заботы. Но это все неизменно оставалось на заднем плане. Даже за день до смерти он был в горисполкоме по поводу строительства очередного жилого дома для института… Очень много доброго он сделал людям. Поэтому провожали его тысячи — подобного в Самаре мне не доводилось видеть. И вспоминают его, и помнят о нем. Помнят сотрудники нашего университета, помнят и выпускники. Пять лет спустя после смерти отца в Самаре в нашем студенческом городке появилась улица В.Лукачева. На этой улице студенческая молодежь проводит впечатляющие массовые мероприятия памяти ректора, которые так и называются — «Улица Лукачева».

А в десятую годовщину кончины Лукачева, солнечным утром 29 апреля 1998 года к просторному «Икарусу», стоявшему на этой улице, сошлись сотрудники университета. И автобус направился за город, на «Рубежное» — к приделу скорби и печали. Здесь, в том месте, где покоится цвет самарской научной и технической интеллигенции, приехавшие окружили могилу своего бывшего ректора. На мраморный постамент скромного обелиска с чеканным профилем Виктора Павловича Лукачева легли большие букеты дорогих весенних цветов… Сегодня в СГАУ начинаются торжества, посвященные 80-летию этого выдающегося человека. Эпоха ректора Лукачева продолжается в его делах и учениках.

Андрей БОНДАРЕНКО

«Самарская Газета» №49 (04.04.2000)/

_____________________________________________________________________

Еще публикации о В.П.Лукачеве Базы данных

Виктор Павлович Лукачев

(1920-1988)

____________________________________________________________________

*