Ожидается, что в апреле будет решена судьба законопроекта «Об обеспечении доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», подготовленного Минэкономразвития России.

Речь идет об информационной открытости власти. Напомним, что над своим законопроектом минэкономразвития работал два года, первая его редакция была внесена в правительство еще прошлым летом. Но тогда инициативу минэкономразвития правительство не поддержало. Нарекания вызвало предложение министерства взимать плату за предоставляемую информацию. Кроме того разработчикам поставили в вину, что они не согласовали документ с другими заинтересованными ведомствами. Доработанный законопроект был внесен в правительство еще раз, и его рассмотрение было запланировано на 31 марта 2005 года. Однако опять документ рассмотрен не был. В министерстве нам пояснили, что у государственно-правового управления президента возникли замечания редакционного характера. Сейчас законопроект дорабатывается и в ближайшее время его планируется рассмотреть в правительстве.

Согласно новому законопроекту любой гражданин вправе требовать от государственных органов и органов местного самоуправления информацию об их деятельности. В частности, сведения о фактах, событиях, явлениях, процессах, происходящих в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и в их сферах ведения, а также сведения о руководителях и иных должностных лицах государственных органов и органов местного самоуправления. А данные органы будут обязаны предоставить информацию в устной или письменной форме, включая электронную. Документ устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности. Он детально закрепляет процедуру подачи запроса о получении информации и ответа на него: требования к запросу о получении информации, сроки и порядок рассмотрения запроса, требования к ответу на запрос, основания для отказа в предоставлении информации. Что же касается платы за предоставляемые услуги, то вся информация, интересующая граждан, может быть представлена либо бесплатно, либо за плату. Бесплатно будет предоставляться информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, передаваемая в устной форме, обязательная для размещения в информационных системах общего пользования, и иная информация, определенная законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Плата же будет браться за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на материальном носителе, если объем запрашиваемой информации превышает размер, определенный правительством РФ. Сюда же включаются и расходы на копирование и предоставление информации.

Нельзя не отметить тот факт, что законопроект минэкономразвития так долго дорабатывался, что появился альтернативный вариант, предложенный депутатами. Правда, по мнению экспертов, он является неудачной копией документа минэкономразвития и пересказом Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации». В Думу он был внесен в декабре прошлого года. Профильный Комитет Госдумы по информационной политике законопроект независимых депутатов не поддержал.

В свою очередь правительство представило на него свой официальный отзыв, в котором говорится, что название проекта не соответствует его содержанию, так как положение законопроекта регулирует предоставление не только информации о решениях государственных органов и органов местного самоуправления, но и другой информации, не оформленной в виде решения (ежегодные доклады о деятельности органа, протоколы заседаний, иные информационные материалы). Кроме того, ряд положений законопроекта противоречит действующему законодательству. Так, порядок обжалования решений и действий, нарушающих права на доступ к информации (статья 26 проекта), в соответствии с которым жалоба может быть направлена для рассмотрения в суд в случае, если решение вышестоящего органа, организации или должностного лица не удовлетворяет подателя жалобы, противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде без обращения в вышестоящие органы. Помимо данного нарушения в документе приводится еще целый ряд противоречий действующему законодательству.

Можно предположить, что первое чтение депутатский вариант не пройдет, но власть подхлестнет. Тем более что законопроект минэкономразвития с правовой и конструктивной точки зрения гораздо более проработан и совершенен, чем думский законопроект. Впрочем, у него есть один большой недостаток. Для начала ему необходимо добраться до Думы.

«Российская Бизнес-газета» №11 (502), 5.04.05

*