Известная всему миру «Мона Лиза» справляет новоселье: во вторник знаменитая картина Леонардо да Винчи будет вывешена в специально для нее оборудованном зале парижского музея Лувр.

Вторник в музее — выходной день, так что средневековая красавица «отпразднует новоселье» в узком кругу приглашенных гостей. А начиная со среды новые «апартаменты», призванные стать достойным обрамлением для шедевра мировой живописи, смогут оценить обычные посетители Лувра.

Для «Джоконды», как еще называют произведение Леонардо да Винчи, отвели две трети Государственного зала, занимающего общую площадь 840 квадратных метров. Громадное помещение перестроили на манер галереи, в дальнем конце которой висит на стене та самая картина, полюбоваться на которую ежегодно приходят в Лувр сотни тысяч людей.

Перестройка, которая производилась по проекту перуанского архитектора Лорензо Пикераса и продолжалась около четырех лет, обошлась в 4,8 миллиона евро.

Решение переселить «Мону Лизу» в отдельный зал было принято администрацией Лувра в связи с тем, что на прежнем месте, в окружении других картин итальянских живописцев, этот шедевр несколько терялся, да и публике, вечно толпившейся перед портретом, было тесновато.

К тому же в отдельном помещении, как считают специалисты, проще будет обеспечивать необходимый режим температуры и влажности. Довод немаловажный, ведь, как недавно установили эксперты, тонкая тополиная доска, на которой написана картина, несмотря на все принимаемые меры, подверглась некоторой деформации. Впрочем, руководство Лувра рассчитывает, что в новом помещении «Джоконде» заживется лучше, и оснований для беспокойства за сохранность шедевра больше не будет.

Согласно официальным сведениям, которые можно найти в путеводителе по Лувру, на самой известной картине всех времен и народов изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Леонардо да Винчи работал над ее портретом в 1503 году, затем перебрался из Флоренции в Милан, где окончательно завершил свое бессмертное творение, а потом, уезжая во Францию по приглашению короля Франциска I, захватил картину с собой.

«Мона Лиза» произвела огромное впечатление на французского суверена, и он приобрел картину для своего замка Фонтенбло. Впоследствии «Джоконда» перебралась в Лувр, потом в Версаль, некоторое время находилась в парижском дворце Тюильри, а в начале XIX века обрела постоянное место жительства в Лувре.

В августе 1911 года картина исчезла из Лувра. Многие сначала грешили на известного в ту пору французского поэта Аполинера, который публично призывал сжечь творение Леонардо да Винчи в знак освобождения искусства от музейных оков. Ко всеобщему облегчению вскоре картина была обнаружена в Италии. Оказалось, что некий Винченцо Перуджа, который был без ума от «Джоконды», выкрал ее из Лувра, чтобы возвратить на родину. Похитителя задержали во Флоренции, где он пытался сбыть произведение местному антиквару. По договоренности с Францией итальянские власти устроили показ «Моны Лизы» в музеях Флоренции, Рима и Милана, после чего прекрасная флорентийка снова возвратилась в Лувр.

Во время Второй мировой войны шедевр вывезли из Лувра и тщательно спрятали в провинции, где несколько раз переносили из одного тайника в другой.

В 1956-м «Джоконде» пришлось пережить новое испытание: молодой боливиец по имени Уго Унгаза Виллегас в приступе необъяснимой злобы запустил в портрет камнем и повредил левый локоть красавицы. Именно после этого инцидента картина была помещена под специальное бронированное стекло.

Впоследствии «Мона Лиза» дважды покидала Лувр: в начале 1960-х она в каюте первого класса океанского лайнера «Франция» совершила путешествие в США, а в 1970-х побывала в Токио и Москве, где собрала миллионы поклонников.

РИА "Новости"

*