* Кончина Папы Римского

* Отречение Аскара Акаева

* Молодежная акция против Путина

Сияние святости

В первый раз с начала года российские газеты больше всего внимания уделяют новости из «дальнего зарубежья». Снова, как и тогда с цунами, новость эта трагическая — кончина Папы Римского.

Хотя одних католиков, как сообщает «Газета», в мире насчитывается свыше миллиарда, скорбят о смерти Иоанна Павла II отнюдь не только они. Дело в самой личности и делах покойного, который «без сомнения, войдет в число величайших людей XX века и рубежа тысячелетий».

«Кароль Войтыла, уроженец маленького городка Вадовице, драматург, поэт, актер, проповедник, священник, богослов, к 40 годам ставший одним из самых известных католических философов мира, был истинным слугой Божьим и убежденным гуманистом, — пишет «Газета». — Он бросил моральный вызов всем формам тоталитаризма, насилия, зла — и в этой битве одержал победу».

«Принято считать, что «культурный шок», вызванный в странах советского блока избранием Кароля Войтылы, способствовал ослаблению, а потом и падению коммунистических режимов», — напоминает «Независимая газета». Отмечает она и многочисленные «апостольские путешествия» Папы, и шаги, направленные на примирение с другими мировыми религиями.

«Московский комсомолец» называет Иоанна Павла II «уникальным человеком, чье имя навсегда вписано золотыми буквами в историю человечества». «Папа уходил с улыбкой на лице — ведь кроме своей собственной жизни он прожил еще миллионы чужих. И ни на минуту не забывал о тех, кто верил в него».

Пожалуй, самый прочувствованный некролог Понтифику публикует «Новая газета»: «Святость с каждым годом увеличивалась в нем. В конце концов он весь превратился в сияние святости. Она светилась на его круглом славянском лице, изливалась с его поднятых в приветствии ладоней, кружила невидимым белоснежным голубем над его макушкой. Когда этот маленький согбенный старик в золотых одеждах, стоя у окна своей папской резиденции, мелко кивал головой и надтреснутым слабым голосом произносил благословение, у всех, кто это видел, замирала душа. И некоторые в этот момент вдруг обнаруживали, что у них есть душа».

Автор отмечает, что одним из главных качеств этого «мягкого и доброго человека» была твердость: «Он никогда ничего не уступал в тех вещах, которые считал важными», не подлаживал церковь к миру, все больше ценящему комфорт, не считал, что вера должна быть удобной и приятной, и что каждое человеческое желание должно быть исполнено.

Твердость убеждений позволяла ему совершать поступки неординарные и значительные. «Будучи кардиналом в Польше, он противостоял коммунистам — и стал первым Папой, который принял Генерального секретаря ЦК КПСС». Он был первым римским Папой, пришедшем в синагогу в Риме и посетившим мечеть в Дамаске. Он просил прощения за преследования и погромы, которые совершали христиане над евреями, и признал, что в Холокосте есть вина христиан.

Автор «Новой газеты» сожалеет, что среди 104 стран, куда Папа приезжал нести слово Божье, не оказалось России, откуда вместо приглашения «он слышал только глухое политическое бормотание. Те люди в рясах, которые не пустили его, — не пустили святого, который хотел поделиться с нами своей святостью».

И все же Папа сумел сплотить мир — и в жизни, и в смерти. «Разрозненный, погрязший в тысяче противоречивых интересов мир стал единым не на заседании ООН и не в политической доктрине, а в молитве вместе с этим слабым, хрупким старцем», — утверждает «Новая газета».

Московское отречение

«Вчера в Москве впервые после 1991 года случилось отречение президента от власти», — сообщает на первой полосе «Коммерсантъ». Речь, правда, о президенте Киргизии Акаеве.

«Газета» отмечает, что приехавшая для встречи с ним киргизская парламентская делегация результатов достигла «чрезвычайно быстро» — переговоры длились три часа. Затем «довольный Акаев» и другие участники за пять минут объяснили прессе суть договоренностей о досрочном сложении полномочий и сохранении гарантий президенту и его семье.

«Как полагают эксперты «Газеты», семья Акаева сохранила неприкосновенность в обмен на отказ от части собственности», — поясняет издание в материале «Отречение по доверенности».

В комментарии «Коммерсанта» отмечается, что «российские власти провели операцию «Киргизская революция» просто блестяще»: поначалу не поддерживали демонстративно ни одну из сторон, но и не игнорировали; президента в критический момент «не бросили в беде, но и не бросились выручать его очертя голову». Приютив Акаева, заслужили признательность его сторонников, но не вызывали резкого неприятия у противников.

Затем Россия «впервые за долгое время выступила в роли настоящего и очень мудрого посредника. Сделала все, чтобы ситуация в Киргизии не накалялась». Акаева убедили подать в отставку — «то есть Москва не упиралась, не защищала его, портя отношения с новой киргизской властью. Кремль показал, что умеет вести политику по новым и совсем несоветским внешнеполитическим принципам. То есть дружить не с режимами, а с народами. Не разрывать отношения с государством, если там свергли дружественного руководителя, а вне зависимости от обстоятельств сохранять и даже приумножать свое прежнее влияние».

Однако, продолжает Ъ, одновременно Россия начинает учения в Таджикистане с целью «отработать модель поведения на случай новой революции, дабы подавить ее в зародыше», и консультации с президентами, которым может грозить участь Акаева.

«Создается впечатление, что это какая-то другая Россия так грамотно разрулила киргизский кризис», — замечает «Коммерсантъ», и делает парадоксальный вывод: просто в Киргизии все произошло слишком внезапно. «Если бы российские политтехнологи и аналитики имели в запасе месяц-другой, чтобы поломать голову над киргизской проблемой, они наверняка выдумали бы другой выход из ситуации, куда более неуклюжий и невыгодный для России, как это уже случалось на Украине, в Грузии и Молдавии. Урок Бишкека парадоксален: лучше совсем не думать, чтобы не получилось как всегда».

В другом материале «Коммерсантъ» подробно анализирует, как «активизировалась работа по обезвреживанию «революционной угрозы»» в ряде столиц СНГ. Лукашенко, пишет Ъ, «воспринял события в Бишкеке как потенциальную угрозу себе лично», причем основную опасность Минск видит в неправительственных организациях, «которые подозревают в выполнении разработанного на Западе плана по «дестабилизации режима»».

У властей Казахстана поводов для беспокойства еще больше -Киргизия рядом, президентские выборы должны пройти уже в декабре, а тамошней оппозиции уже удалось объединиться и избрать харизматического лидера. Ну а Ашхабад и Душанбе в ближайшее время во избежание повторения киргизских событий у себя могут взять курс на большую закрытость и самоизоляцию, считает «Коммерсантъ».

Кулак «Обороны»

Пока в посольстве Киргизии договаривались об отречении одного президента, на Тверском бульваре митинговали против другого. Первое мероприятие нового молодежного движения «Оборона» длилось около часа, собрало человек 150 и прошло без эксцессов, однако «было примечательно радикальностью главного лозунга — «Хватит Путина!» — и тем, что на нем впервые объединились молодежные ветви «Яблока» и СПС», считает «Независимая газета».

Как отмечает «НГ», произошло это выступление «на весьма интригующем фоне»: агентство Интерфакс, ссылаясь на неназванный источник в правоохранительных органах, сообщило, что министерство юстиции получило информацию о создании в России организации, «с помощью которой планируется неконституционное свержение власти».

«Организация, которая называется «Голос», якобы планирует действовать по сценарию, применявшемуся в Грузии и на Украине», то есть объявить о массовых фальсификациях на думских выборах 2007 и вывести на улицы людей. При этом «Независимая» добавляет, что организация с таким названием существует давно, занимается вполне легитимной защитой прав избирателей, и к «Обороне» отношения не имеет.

«Московский комсомолец» сообщает, что символ «Обороны» — сжатый кулак, и поясняет, что «впервые эта символика появилась у югославских студентов еще в 90-е», затем ее позаимствовали молодые грузины, устроившие «бархатную революцию», теперь же она появилась и в России.

Выяснив, что застрельщиком «Обороны» является лидер молодежного «Яблока», «МК» язвит: «уже сейчас разворачивается нешуточная борьба за лидерство в «оранжевой революции» а-ля рюс. Если сначала на пальме первенства повис Михаил Касьянов, то теперь с другой стороны ее трясет Григорий Явлинский».

Об акции на Тверском бульваре «Комсомолец» рассказывает в том же ключе: «Антипутинская молодежь в сопровождении слегка офигевшей милиции, через каждые пять минут обзывая Путина, без приключений прошла почти до Арбата».

«Коммерсантъ» же сообщает, что немногочисленной сопровождавшим колонну милиции «митинг, судя по всему, нравился — милиционеры улыбались и отпускали шутки. Особенно им понравился лозунг «Милиция с нами!»».

В самом конце, добавляет «Ъ», некий мужчина попытался натравить на митингующих своего дога, но тот команды хозяина игнорировал. «»Вот так и ОМОН в решающий момент не станет бросаться на людей!» — с пафосом воскликнул кто-то из демонстрантов».

Обзор подготовил Глеб Левин, Служба мониторинга Би-би-си

04 апреля 2005 г., 00:40 GMT 04:40 MCK

Би-би-си

*