Минпромэнерго опубликовало вчера данные о том, что экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья за три месяца 2005 года вырос на 13%– до 48,9 млн. тонн. Такие темпы спровоцированы резким взлетом мировых цен на нефть. В то же время объем поставок нефтяного сырья на российские нефтеперерабатывающие заводы в январе–марте 2005 года снизился на 4,6%. Все это означает, что в ближайшее время на внутреннем рынке начнется дефицит топлива и повысятся цены на бензин.

Собственно говоря, цены на топливо уже растут. По данным Центра исследований конъюнктуры нефтяного и нефтехимического рынков «Кортес», отпускные цены российских нефтеперерабатывающих заводов на бензин в период с 26 марта по 1 апреля 2005 года увеличились на 0,91% по сравнению с предыдущей неделей.

Эксперты Российского топливного союза (РТС) также не строят иллюзий относительно российского топливного рынка. При этом в качестве главных причин ускорившегося роста цен на топливо специалисты называют продолжающийся рост цен на нефть на мировых рынках, увеличение тарифов на продукцию естественных монополий, рост – примерно на 15% – налоговой нагрузки на нефтяную отрасль в результате изменений исчисления налога на добычу полезных ископаемых, увеличение акцизов на нефтепродукты. Вице-президент РТС Олег Ашихмин вчера на Пятом международном форуме «Топливно-энергетический комплекс России: региональные аспекты» в Санкт-Петербурге заявил, что «в ближайшие месяцы мы прогнозируем значительный рост цен на топливо – порядка 10–20 процентов в ближайшие месяцы».

Правительство России поручило Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службе, Росстату совместно с Минпромэнерго и Минсельхозом проработать поднятый на заседании правительства вопрос о росте цен на нефтепродукты и принять меры, направленные на ограничение их роста. Как сообщает пресс-служба правительства, «предложения должны быть представлены в недельный срок». Однако специалисты скептически относятся к идее административного регулирования цен на моторное топливо. «Искусственно сдерживать цены можно до начала лета, но что будет потом?» – задается вопросом вице-президент РТС. По его мнению, переходить к директивному регулированию цен в этом секторе экономики недопустимо.

Аналитик группы компаний «Регион» Константин Гуляев сказал «Новым Известиям», что цены на топливо ползут вверх с февраля. Однако в последнее время темпы удорожания значительно увеличились. «За предыдущую неделю средние отпускные цены на бензин выросли почти на один процент, – заметил эксперт. – В течение марта отпускные цены на высокооктановые сорта бензина увеличились на 10%, низкооктановые – на 6,3%. К тому же темпы увеличения добычи нефти серьезно отстают от темпов роста экспорта. В условиях рекордных мировых цен на нефть стало гораздо более выгодным экспортировать сырье, чем перерабатывать его на НПЗ внутри страны». Несмотря на то что с 1 апреля введена экспортная пошлина на нефть в размере 102,6 доллара за тонну, доход от экспорта неизмеримо выше, чем тот, который можно получить от продажи моторного топлива в России. Пока розничные цены на бензин не отражают картины оптового рынка. Но серьезное удорожание на бензоколонках произойдет совсем скоро. «Начинается дачно-автомобильный сезон, спрос на бензин увеличится, – говорит эксперт. – Уже в ближайший месяц цены на бензин увеличатся по отношению к мартовскому уровню на 5–10 процентов».

ВАЛЕРИЙ ВИРКУНЕН

05.04.05

вторник

«Новые Известия»

*