Заявление об уходе ценного специалиста может стать неприятной неожиданностью для работодателя. Компания рискует в ближайшее время не найти достойного кандидата на его место. С другой стороны, тот, кто решил уйти, скорее всего, нелоялен. Стоит ли удерживать такого сотрудника и есть ли шансы его удержать?

В конце прошлого года один из менеджеров финансового отдела сети салонов связи “Техмаркет” заявил своему руководителю, что собирается перейти в другую компанию, где ему предложили большую зарплату. Это стало полной неожиданностью для руководства компании, тем более что сотрудник проработал в компании уже несколько лет и считался одним из перспективных.

В “Техмаркете” решили: ценного сотрудника необходимо удержать. Директор по персоналу компании “Техмаркет” Татьяна Сергеева решила поговорить с менеджером и выяснила, что настоящая причина увольнения несколько иная, чем было заявлено. “Работник не видел перспектив для карьерного роста внутри компании, — говорит Сергеева. — Ему не хватало экономического образования, поэтому он решил перейти на «большие деньги», чтобы получить второе высшее и наконец восполнить этот пробел”. Компания предложила менеджеру расширить круг обязанностей и поднять зарплату, а также предоставила кредит на обучение. Сотрудника удалось сохранить.

“Тема удержания ценных сотрудников сегодня особенно актуальна, — считает консультант «ЭКОПСИ Консалтинг» Инна Чугунова. — Потребности рынка в ценном персонале растут быстрее, чем растет сам персонал. Число ценных талантливых сотрудников по-прежнему ограничено. Руководству требуется все больше изобретательности, чтобы таких сотрудников удержать”.

Изобретательный работодатель

В январе один из ведущих менеджеров страховой компании Prime Insurance стал обсуждать с коллегами возможность смены работы. Об этом стало известно руководству компании, но прошлый опыт подсказывал, что во время беседы сотрудник, не принявший окончательного решения об уходе, будет уверять руководство в своей лояльности. “Мы договорились с одним из агентств по подбору персонала, которое под видом предложения о работе пригласило потенциального перебежчика на собеседование, чтобы выяснить, что его не устраивает, — рассказывает президент Prime Insurance Никита Исаев. — После получения информации я пригласил сотрудника к себе и сам предложил решить все проблемы, о которых он рассказал рекрутерам. Сейчас он продолжает работать в компании”.

Работодатели стали намного чаще делать своим сотрудникам встречные предложения с более высокой компенсацией и перспективами карьерного роста, говорит партнер рекрутингового агентства Flex Татьяна Чернозуб. По ее словам, в последний год количество кандидатов, получающих предложения, но решающих остаться на нынешнем месте работы, увеличилось процентов на 50%. “Ситуация на рынке труда благоприятствует кандидатам, поэтому они торгуются очень жестко, — говорит эксперт. — Из 10 кандидатов, добившихся предложения, двое-трое в результате остаются у нынешнего работодателя”.

Доверия не будет

Юна Скобликова, партнер рекрутинговой компании “Зеленая улица”, считает, однако, что говорить об “исправившихся” работодателях рано. Именно поэтому “Зеленая улица” тщательно готовит кандидатов к тому, что они получат контрпредложения, и заранее проговаривает с ними все возможные сценарии и модели поведения. “Мы начинаем с обсуждения тех обстоятельств, которые привели человека к мыслям о смене работы, — говорит Скобликова. — Мы считаем, что те же самые обстоятельства непременно возникнут снова: организациям вообще несвойственно меняться ради одного человека”. Опыт клиентов ее компании показывает, что даже если сотрудник принимает контрпредложение, то в 90% случаев он покинет свою компанию в течение полугода. “К человеку, однажды положившему заявление на стол, все равно будут относиться без доверия” — замечает Скобликова. По ее словам, очень часто контрпредложения мотивированы тем, что данному специалисту нет замены в данный момент времени, но такую замену начнут искать и рано или поздно найдут.

Действительно, многие руководители никогда не удерживают сотрудников. Например, бывший сотрудник одной из новосибирских компаний — Николай Коробов рассказывает, что его бывший работодатель относится именно к такой категории. “Он никогда не интересуется, почему увольняется человек, и любит повторять, что сотрудник должен сто раз подумать, прежде чем подать заявление, так как он его обязательно уволит”, — рассказывает Коробов.

С точки зрения работодателей, эта ситуация выглядит несколько по-другому. “Если человек ставит нас перед фактом, значит, он уже проводил переговоры с потенциальными работодателями и вряд ли имеет смысл его удерживать”, — говорит Татьяна Петрякова, HR-директор рекламного холдинга Media Arts Group.

Польза диалога

Если сотрудник уходит, компании не помешает разобраться, почему это происходит. “Если человек решает сменить работу, это значит, что у него есть какие-то значимые мотивы, — говорит Чугунова. — Разобраться в этих мотивах особенно необходимо, когда уход стал для работодателя неожиданностью”. Именно поэтому в компаниях обычной практикой становятся интервью с увольняющимися сотрудниками. Правда, часто ситуация заходит так далеко, что человек уже принял решение и что-то объяснять работодателю ему неинтересно. Именно поэтому важно отслеживать ситуацию в коллективе. “Если присматриваться к настроениям, всегда есть шанс отследить потерю «блеска в глазах», снижение инициативности, частые пробуксовки. Даже по таким признакам становится понятно, что человек в группе риска, — продолжает Инна Чугунова. — Это именно тот этап, на котором еще можно что-то сделать”.

Чернозуб отмечает, что примерно в 50% случаев кандидаты начинают поиск работы из обыкновенного спортивного интереса. Таких сотрудников относительно просто удержать, многие из них в результате не решаются совершить переход. Для тех же, кто мотивирован на уход более серьезными причинами, например конфликтной ситуацией или ощущением дискомфорта, вероятность остаться крайне невелика — около 1%. В таких случаях, по мнению Чернозуб, мало что может помочь. Впрочем, работодатели крайне редко пытаются удерживать таких сотрудников. Ведь ощущение дискомфорта, как правило, бывает взаимным.

Юлия А. Васильева

Иван Голунов

Мария Подцероб

Ведомости

05.04.2005, №59 (1341)

Ведомости

*