(Ъ). Как стало известно Ъ, между российскими авиакомпаниями и ОАО «Туполев» разворачивается серьезный конфликт. Перевозчики утверждают, что конструкторское бюро Туполева, структурное подразделение АО, уже в течение месяца не принимает заявки на продление ресурса самолетов Ту-134 и Ту-154 и задерживает рассмотрение принятых заявок, что грозит сорвать летнюю авианавигацию, поскольку без подтверждения о продлении ресурса эксплуатировать самолет запрещено. Лайнеры этих типов составляют основу российского парка самолетов, все они время от времени нуждаются в продлении ресурса. Это значит, что действующий парк авиакомпаний накануне сезона отпусков может сократиться почти вдвое.

По данным Росавиации, в России эксплуатируется 242 Ту-134 и 352 Ту-154. Всего в России 1438 пассажирских самолетов. Практически все «Ту» были построены еще в советские времена. По принятой в России системе для каждого типа судна установлен ресурс по количеству летных часов, числу полетов и календарному сроку службы, продлеваемый как в рамках целевой комплексной программы по поддержанию летной годности, принятой в 2002 году, так и индивидуально. Стоимость этой процедуры для перевозчика варьируется от 300 тыс. руб. до 2 млн руб. и занимает до полугода.

Как стало известно Ъ, эксплуатанты Ту-134 и Ту-154 внезапно столкнулись с проблемой по поддержанию их ресурса. Как рассказал Ъ технический директор авиакомпании «Ютэйр» Мейрамхан Бекмуханбетов, уже в течение месяца КБ Туполева не принимает новые заявки и серьезно затягивает выполнение принятых. «Нас это шокирует. В июне у нас заканчивается календарный срок службы очередного Ту-154М. Еще в декабре мы озаботились проблемой его продления, однако программы для выполнения необходимых работ по нему нам так и не выдали»,– говорит менеджер.

По его словам, всего в этом году «Ютэйр» должна продлить ресурс еще порядка десяти Ту-134 и Ту-154, не считая арендованных. «Если в летнюю навигацию у нас встанут десять машин, это будет означать, что мы не сможем перевезти как минимум 2 тыс. пассажиров в день, что составляет четверть ежедневного объема перевозок»,– объяснил господин Бекмуханбетов. Исходя из минимальной стоимости билета в $100, это $200 тыс. ежедневной выручки.

Со схожей ситуацией столкнулись и другие перевозчики. «У нас порядка 25 машин. Непродление их ресурса означает, что перевозки просто прекратятся»,– сообщили Ъ в ОАО «Комиинтеравиа». В авиакомпании «Самара» всего в продлении ресурса нуждалось шесть самолетов, из них на двух ресурс пока не продлен.

Однако в ОАО «Туполев» не склонны драматизировать ситуацию. «Заявки принимаем, работа ведется – сейчас просто отмечается их наплыв. Накануне весенне-летнего сезона перевозчики стараются максимально использовать существующий парк, и некоторые машины берутся буквально от стенки (внесенные в свидетельство эксплуатанта, но без крайней необходимости не использовавшиеся.–Ъ)»,– заявил Ъ главный конструктор самолетов Ту-134 и Ту-154 Александр Шенгардт. Источник Ъ в компании назвал претензии перевозчиков надуманными: «Авиакомпании всегда хотят сделать все побыстрее и полегче, но продление ресурса – это вопрос безопасности, за который мы несем ответственность». По его словам, многое также зависит от расторопности самих эксплуатантов. К примеру, они выполняют не все пункты выданной программы мероприятий по продлению ресурса.

Отметим, что поскольку КБ имеет монопольное положение применительно к своим разработкам, перевозчикам придется либо находить с конструкторами компромисс, либо отказываться от эксплуатации выработавших ресурс машин. Опрошенные Ъ представители авиакомпаний говорят, что их выбор будет зависеть от позиции «Туполева». «В «Туполеве» существуют глубокие внутренние проблемы, связанные с кадровым дефицитом и невысокой оплатой труда специалистов. Пока они не будут решены, ничего не изменится»,– сказал Ъ собеседник в одной из авиакомпаний.

По сведениям Ъ, тема взаимоотношений авиакомпаний с КБ будет обсуждаться на специальном совещании в ОАО «Туполев» в понедельник.

Ъ будет следить за развитием событий.

СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН

"Коммерсантъ"

*