В ответе за каждую хромосому. Великобритания отменяет анонимное донорство при искусственном оплодотворении
Британских детей «из пробирки» уравняли в правах с приемными детьми. С 1 апреля им предоставляется законная возможность по достижении совершеннолетия требовать информацию о своих биологических родителях, если, конечно, в процессе искусственного оплодотворения медики использовали сторонние донорские материалы — сперму или яйцеклетки.
Впрочем, использовать сведения о генетических предках в меркантильных целях — например, задним числом добиваться алиментов или претендовать на долю собственности — любопытные отпрыски доноров все равно не смогут, вступивший в силу закон об отмене анонимности это оговаривает особо.
Однако даже перспектива в целом безобидной встречи через 18 лет с человеком, к рождению которого донор косвенно причастен, отпугнула многих британцев, готовых делиться с бесплодными парами своим биологическим материалом. И без того испытывающая дефицит донорской спермы Великобритания готовится к большим импортным поставкам из Дании, где, несмотря на требования радетелей за свободу информации, строго соблюдаются нормы анонимности.
Впрочем, власти Великобритании, где, согласно статистике, каждая седьмая супружеская пара испытывает проблемы с зачатием естественным путем, довольно долго противились системе анонимности. Хотя по мере развития технологий экстракорпорального оплодотворения все большему количеству желающих стать родителями удается обойтись собственными силами, потребность в донорских семени и яйцеклетках по-прежнему остается достаточно высокой. Родителям порядка 1100 младенцев, появляющихся ежегодно в туманном Альбионе, приходится обращаться к донорскому банку биологических материалов. Ухудшать и без того неблагоприятную ситуацию ради лишь простого любопытства нескольких сотен тинейджеров, удивляющихся, скажем, цвету своих глаз или волос, руководители сферы здравоохранения не хотели. К тому же активными сторонниками сохранения анонимности доноров были британские клиники, законно опасавшиеся оттока пациентов за границу и ссылавшиеся на недавний опыт Швеции, граждане которой после принятия аналогичного закона стали все чаще прибегать к услугам медиков из все той же Дании.
Однако инициировавшему поправки в закон о донорах британскому Совету по лечению бесплодия удалось заручиться поддержкой общественности и влиятельных политиков. Борцы с анонимностью настаивают на том, что сокрытие информации о генетическом происхождении может нанести человеку травму, а знание о привычках, манерах и внешнем виде своего биологического отца, напротив, возможно, поможет детям «из пробирки» больше узнать о самих себе. Впрочем, не исключено, что решающими для правительства Великобритании стали другие аргументы: в последние годы медики находят все новые подтверждения того, что целый ряд болезней имеет под собой генетическую основу, и, следовательно, при их лечении может потребоваться изучение медицинских карт представителей предыдущих поколений.
Так или иначе, но накануне 1 апреля министр здравоохранения Великобритании Стефен Лэйдимен уже всецело поддерживал отмену «пробирочной» анонимности. «Мы считаем, что люди, появившиеся на свет благодаря донорам, имеют право при желании получать полную информацию о своем генетическом происхождении, и поэтому мы изменили закон об анонимности доноров», — цитирует его слова BBCNews. По словам министра, власти намерены проводить в стране активную пропаганду донорства, упирая в новой рекламной кампании на ответственность тех, кто готов помочь соотечественникам обзавестись потомством.
При этом чиновники отдают себе отчет в том, что такое решение усугубит дефицит донорской спермы. Однако надеются, что со временем ситуация изменится в лучшую сторону. Ссылаясь на опыт Швеции, глава сотрудничающего с минздравом Национального совета генетического донорства Лаура Уитженс надеется, что на смену молодым студентам, пробавляющимся сдачей биологических материалов, придут люди в зрелом возрасте, отдающие себе отчет в том, что они не просто подрабатывают, но и помогают соотечественникам в создании полноценной семьи. При этом опасающихся за возможные проблемы, которые могут доставить в будущем биологические потомки, успокаивают опытом открытого банка донорской спермы в Калифорнии, где никогда не скрывали от «пробирочных» детей информацию о генетическом происхождении. По утверждению сотрудников этого банка, ни один из юных американцев, обратившихся за сведениями о донорах, способствовавших их появлению на свет, не намеревался вступать в контакт с биологическими родителями.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ
N°56
04 апреля 2005 Время новостей
***