Облака состоят из биологических отходов
Первый весенний дождик, который в Москве ожидается уже в воскресенье, а в некоторых российских регионах уже идет, принесет с собой не только влагу и отходы промышленности. Оказывается, облака в значительной мере состоят из органики — причем некоторые ее компоненты весьма неаппетитные.
Об этом группа немецких ученых пишет сегодня в журнале Science. После многолетнего изучения состава облачного покрова Земли — от Байкала до бассейна Амазонки и даже над океанами — они подсчитали, что каждый год в воздух поступает в среднем 1000 тераграммов, или 1 млрд т, веществ биологического происхождения. Это примерно четверть массы всех твердых частиц в атмосфере (преимущественно это морские соли и неорганическая пыль, гораздо меньшую часть составляют плоды человеческой деятельности — сажа, дым и тому подобное).
В состав органической взвеси входят самые разнообразные частицы: пыльца растений, шерсть животных, споры бактерий, отдельные белковые молекулы и даже человеческая перхоть. К счастью или к сожалению, но долго оставаться в воздухе вся эта грязь не может. Большинство пылинок имеют такую форму, что молекулам воды очень «удобно» конденсироваться на них и образовывать облака, которые затем проливаются на землю дождем (или выпадают снегом).
Как ни странно, влияние времени года на общее количество биомассы не обнаружено: смена сезонов проявляется лишь в том, что весной в атмосфере больше пыльцы, а осенью — трухи из опавших листьев. Зато огромное значение имеет регион. Так, над швейцарскими Альпами парят около 15% органики, над Университетом Майнца, где работают ученые, от 30 до 40%, а над озером Байкал осенью — до 80%.
Какое влияние посторонние вещества оказывают на климат, однозначно сказать нельзя. С одной стороны, они рассеивают лучи Солнца и замедляют эффект глобального потепления (ученые давно заметили, что наша планета стала получать меньше света, и нарекли процесс «глобальным потемнением»). Но в то же время частицы поглощают солнечный свет, нагревая вокруг себя воздух, а ночью создают над поверхностью туманные «одеяла». Возможно, дальнейший прогресс науки поможет понять, какой из двух механизмов преобладает. А из сегодняшнего исследования извлекут пользу еще и медики: как известно, пыльца — сильный аллерген.
Михаил ЧЕЧЕВИЦКИЙ
*