САМАРСКАЯ область в последние десятилетия прочно занимает лидирующее положение в обеспечении инвалидов спецавтотранспортом по медицинским показаниям. Ежегодно людям с ограниченными возможностями у нас выдавалось не менее тысячи автомобилей. Однако, как известно, с 2005 года такая мера поддержки федеральным законодательством не предусмотрена. Между тем очереди на получение машины в нашей губернии дожидаются четыре тысячи инвалидов, 1600 из них — участники Великой Отечественной войны.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ центр, вообще-то, обещал всем им предоставить транспортные средства, но когда он выполнит свои обязательства, неизвестно. А у фронтовиков, самым «молодым» из которых уже под восемьдесят, времени на ожидание просто нет. И убеждать их потерпеть еще немного, когда вся страна готовится к 60-й годовщине Победы, согласитесь, как-то неприлично.

Поэтому в 2004 году областное правительство выделило 17 млн рублей, чтобы дополнительно приобрести 200 автомобилей для ветеранов войны. А в юбилейном году в областном бюджете на эти цели предусмотрено 30 млн рублей, что позволит обеспечить спецавтотранспортом еще 320 творцов Победы. В минувший вторник состоялось торжественное вручение ключей от автомобилей первым сорока из них. К зданию правительства области ветераны приехали при полном параде, увешанные сверкающими орденами и медалями — и боевыми, и трудовыми. Многих сопровождали дети и внуки, помогавшие преодолеть ступени парадного входа.

Практически все фронтовики получали «Оку» впервые. Среди них и Мария Ивановна Гуськова из Шигон. В 1941-м она добровольно ушла санитаркой в действующую армию. Вместе с нашими войсками вынуждена была пройти горький путь от Полтавы до Сталинграда, а отстояв эту крепость на Волге, дошла до Берлина, расписавшись на стенах поверженного Рейхстага. После войны вместе с мужем приехала в нашу область и более 20 лет находилась на партийной работе.

Владимир Михайлович Никифоров, ныне живущий в Челно-Вершинах, на передовую попал в 1944 году, не успев закончить среднюю школу. Стал разведчиком, на своем мотоцикле совершил не один рейд в тыл врага. Выполняя боевое задание в германском городе Данциге, задержал и передал в штаб переодетого генерала-медика, проводившего бесчеловечные опыты с пленными. Правда, награду за это не получил, но его мужество все равно было отмечено особо уважаемой среди фронтовиков медалью «За отвагу». В мирное время Владимир Михайлович окончил вуз, преподавал историю в школе.

А вот Виктору Никифоровичу Аничкину довелось понюхать пороху уже после победных салютов. Летом 1945 года он принимал участие в боевых действиях против милитаристской Японии на Дальнем Востоке. В родную Хворостянку командир танка вернулся лишь в 1951 году, стал заготовителем сельхозпродукции.

Многое могли бы рассказать о своем боевом прошлом ветераны, когда губернатор К.А.Титов вручал им вместе с алыми гвоздиками документы на новенькие машины. Про некоторые их подвиги написаны книги, сборники воспоминаний. Но это только малая часть того, что стало достоянием общества.

Семен Васильевич Аранчук, например, был старшиной пулеметного взвода, воевал в составе 58-й стрелковой дивизии. За свой ратный труд награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», медалями «За освобождение Праги» и «За взятие Берлина». А затем 40 лет трудился на металлургическом заводе.

Александр Петрович Негуляев участвовал в боях в качестве заряжающего орудия, дважды тяжело ранен, награжден орденом Красной Звезды. Вернувшись к мирной жизни, работал в школе, защитил кандидатскую диссертацию, 21 год преподавал в Самарском госуниверситете.

Связист Александр Васильевич Кутузов освобождал Прагу, Будапешт, отмечен орденом Славы третьей степени и двумя медалями «За отвагу». А вернувшись в родной совхоз, 45 лет проработал трактористом..

Многими медалями и двумя ранениями отмечен боевой путь полкового разведчика Петра Васильевича Матвиенко. А когда враг был повержен, отважный боец на грузовом автомобиле возил хлеб, выращенный на волжской земле.

Вера Ивановна Маньшина в годы Великой Отечественной была медицинской сестрой в военном госпитале, прошла боевой путь от Сталинграда до Вены. Вернувшись с фронта, осталась верна своей профессии, проработав 40 лет медицинской сестрой в больнице.

Большинство ветеранов, несмотря на возраст, продолжают вести активный образ жизни, занимаются общественной работой, особенно патриотическим воспитанием подрастающей смены.

-Спасибо, что вы отстояли нашу свободу, возродили страну из руин, а сейчас являетесь для нас примером беззаветного служения Отечеству, — говорили ветеранам К.А.Титов и министр труда и социального развития Г.Д.Светкина. — Машины — это не подарок, а долги, которые государство возвращает вам. Транспорт вам необходим, вы его заслужили. Мы и впредь будем стараться облегчить вашу жизнь.

Сами герои войны уже не в состоянии управлять автомобилями, вместо них за руль сядут их дети и внуки.

-Заботьтесь о ветеранах, будьте внимательны к ним, возите их, куда они попросят, в больницу, на природу, в гости, — так напутствовала родственников председатель совета женщин — участниц войны Н.И. Решето, прежде чем те тронулись в путь.

Виктор ФАДЕЕВ

«Социальная газета», № 11 (524) от 19.03.2005.

*