Во всем мире люди сталкиваются со смешным или сами придумывают что-то забавное ежедневно, несколько раз в день, а чаще — десятки раз в день. В России же вообще считается, что первое апреля не просто праздник, а стиль жизни. Получается, что смешному мы уделяем несравненно больше времени чем, например, сексу или приему пищи. Мы острим, как дышим — постоянно. Но собственно исследованиям смешного уделяется во много раз меньшее внимание, чем написанию книг по кулинарии ил пособиям по сексу.

Количество, впрочем, вполне компенсируется качеством. Практически все крупные философы прошлого исследовали вопросы смешного.

Они посвятили расшифровке смеха бесчисленные часы размышлений. Но загадка так и осталась загадкой. За тысячелетия им удалось лишь приблизиться к разгадке, но решение ускользало.

Теория смеха

Россиянин Константин Глинка претендует сегодня на авторство самой полной и точной теории юмора. Он проживает в Сиэтле, где возглавляет небольшое, но весьма успешное предприятие по разработке инновационных технологий.

В свое время он окончил Киевский Политехнический университет, долгие годы работал в академии наук, где получил степень доктора технических наук. К разгадке природы юмора Константин подошел именно с научной точки зрения, более того, впервые в истории он попытался проверить гармонию юмора алгеброй.

«Впервые я заинтересовался вопросами смешного почти сорок лет назад, — говорит Константин Глинка. — После проведённых исследований и системного анализа я понял, почему одна ситуация или фраза заставляет нас смеяться, а другая, составленная из тех же слов и несущая точно такую же информацию, оставляет нас безучастными. Я нашел логику смешного и пришел к выводу о том, что возможна его количественная оценка. Разгадка смешного, как я и предполагал, оказалось простой и элегантной».

Вот формула, ставящая все точки над «i» :

ЭЮ = ЛС * С/Тр + ФН,

где

ЭЮ — эффект от юмора,

ЛС — личная сопричастность слушателя,

С — сложность «загадки», составляющей изюминку любой шутки,

Тр — время, затраченное на разрешение «загадки»,

ФН — фон настроения

Главное в юморе — загадка

Из этой формулы следует, что время Тр является критическим элементом всякой шутки или анекдота. Умелый рассказчик строит шутки таким образом, чтобы это время было как можно более коротким. Время, затраченное на разрешение задачи, шутки юмора, как правило, составляет 1-2 секунды. Для упрощенного анализа не будет большой ошибкой принять его за константу. Тогда весь успех шутки заключается в правильном выборе величины С. То есть получаем, что удачная шутка это просто умело составленная «загадка» максимальной сложности, которая может быть разрешена в течение 1-2 секунд.

Для тех, кого волнуют подробности природы смешного, Константин Глинка выпустил в прошлом году свою книгу «Теория юмора». Кроме этого он постоянный автор популярного сетевого альманаха «Лебедь», где напечатана не только его теория, но на специальной страничке размещены бесчисленные «практические» приложения — написанные им пародии и эпиграммы. Их он публикует на интернете под псевдонимом Игорь Южанин.

Являясь также одним из авторов местной команды КВН, Константин Глинка опровергает своими произведениями мнение Бернарда Шоу, сказавшего, что «желание писать о смешном свидетельствует о том, что чувство юмора у вас утрачено безвозвратно».

«Я считаю, что юмор — это бескровное, бесконтактное, интеллектуальное оружие, данное человеку для повышения его статуса по сравнению с окружающими, — говорит автор теории юмора. — Кроме этого смех — это то, что делает нас свободными. Мы можем проиграть сражение, но нас нельзя победить, пока мы смеемся. Юмор — это и защитная психологическая реакция на страх перед превратностями жизни, и может быть поэтому россияне так хорошо умеют шутить. Причем не только в России. Знаете, как говорят про русскоговорящих иммигрантов здесь, в Сиэтле? » Русские — это не национальность. Это- судьба». Все эти положения я постарался отобразить в своем труде».

По мнению Константина Глинки результаты его исследования могут применяться и в юмористической прозе, искусстве стихосложения и даже в музыке. Что же касается исследований собственно юмора, то, как считает автор теории, дальнейшая формализация может дать ключ к компьютерному генерированию юмора, а также численной оценке качества шуток и анекдотов. И, похоже, он относится к этому вполне серьезно.

Валерия Жмак

для bbcrussian.com, Сиэтл

01 апреля 2005 г., 11:54 GMT 15:54 MCK

bbcrussian.com

*