Каждое утро по пути на работу я вижу надпись на заборе: «Симакова — вор». Симакова — бывший депутат городской думы, в прошлом году ее не избрали в новый состав, против нее была развернута клеветническая кампания. В итоге депутатом стал тот, кто оплатил эту грязь. А Симакова умерла. Молодая женщина была убита клеветой. Вот уже год как ее нет. А надпись на заборе осталась. Журналист, особенно усердно поливавший ее грязью, даже удивился: «Смотри, какая впечатлительная тетка оказалась. Это же выборы, и за деньги здесь будут писать все что угодно». Сегодня только сумасшедший может назвать прессу четвертой властью. Большинство журналистов давно выродились в пиарщиков.

А в результате доверие россиян к средствам массовой информации и к самому институту выборов резко упало. Может, поэтому и отменил Путин губернаторские выборы, что не должны первые лица губерний смешиваться с грязью.

Итак, руководителей субъектов федерации теперь определяет президент. И отныне ему адресуется весь черный пиар. Поскольку губернаторских выборов нет, а технологии остались. С декабря прошлого года Самарская область неожиданно оказалась в центре внимания всей страны. Федеральные телеканалы наперебой сообщали то об уголовных делах, возбужденных против местного руководства, то о многотысячных митингах против монетизации, то о бессрочных голодовках. В общем, не область, а средоточие зла. Самарцы недоумевали. Ведь они-то знали, что уголовные дела были опротестованы в суде, что митингов в губернии прошло значительно меньше, чем в других городах страны. Только об этом федеральные каналы не сообщали, они оказались втянуты в борьбу за кресло губернатора.

Вот уже восемь месяцев Самарская область находится в тревожном ожидании и фактически в той же атмосфере предвыборной кампании. Все ждут решения Путина. А то, что все предыдущие президентские назначения губернаторов никак не были объяснены и прокомментированы, только усугубляет ситуацию, делает ее непредсказуемой. Мне кажется, что решения Путина должны быть простыми и понятными. И главное — гласными. Президент должен объяснить губернии, почему он рекомендует конкретную кандидатуру. А пока этого нет — те же грязные технологии, те же проплаченные митинги, те же придуманные рейтинги. И все это теперь адресуется Кремлю, Путину. Вдруг посмотрит Владимир Владимирович рейтинги в какой-нибудь «Самарской правде», принадлежащей Пупкину, и прочитает, что по всем социологическим опросам губернатором должен стать этот самый Пупкин, а прочитав, сразу же этого Пупкина и назначит.

И при новом алгоритме назначения губернаторов сохраняются грязные деньги. Раньше они тратились на покупку общественного мнения. А теперь на покупку кого?

Виталий Добрусин, президент телекомпании «РИО», член Академии российского телевидения, г. Самара

14:55 31.03.05

"Известия"

*