Список тем сочинений по литературе ХХ века

Часть 2

* Часть 1. Заточить перо. Только в ГАЗЕТЕ — полный перечень тем экзаменационных сочинений по литературе

212. Стихотворение И.А. Бунина «Последний шмель». (Восприятие, истолкование, оценка.)

213. Стихотворение И.А. Бунина «Крещенская ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.)

214. Тема любви в прозе И.А. Бунина.

215. Тема жизни и смерти в прозе И.А. Бунина.

216. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

217. «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души» (М. Горький). (По творчеству И.А. Бунина.)

218. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, — мало кто умеет». (А.А. Блок).

219. Образ России в прозе И.А. Бунина.

220. Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина.

221. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По ранней прозе М. Горького.)

222. Анализ легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

223. Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

224. Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького.

225. «…По роковой силе своего таланта, по крови, по благородству стремлений… и по масштабу своей душевной муки, — Горький — русский писатель» (А.А. Блок).

226. Социальная проблематика пьесы М. Горького «На дне».

227. Можно ли среди споров ночлежников о правде, о вере и Человеке выделить позицию, созвучную авторской? (По пьесе М. Горького «На дне».)

228. Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького «На дне».

229. В чем трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи? (По пьесе М. Горького «На дне».)

230. В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»?

231. Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне».

232. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)

233. Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне».

234. Жизнь ночлежников до появления Луки. (Анализ первой сцены пьесы М. Горького «На дне».)

235. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

236. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне».)

237. Спор ночлежников о Человеке. (Анализ диалога в начале третьего действия пьесы М. Горького «На дне».)

238. Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка». (Восприятие, истолкование, оценка.)

239. Стихотворение А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (Восприятие, истолкование, оценка).

240. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока.

241. Образ возлюбленной в лирике А.А. Блока.

242. Образ Руси в поэзии А.А. Блока.

243. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами; личность поэта всегда перед читателем» (В.Я. Брюсов).

244. «От своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью» (В.М. Жирмунский).

245. Тема любви в поэзии А.А. Блока.

246. Лики «страшного мира» в поэзии А.А. Блока.

247. Прием контраста в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

248. Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

249. Роль символов в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

250. Что услышал Блок в «музыке революции»? (По поэме «Двенадцать».)

251. «Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

252. Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

253. Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

254. «Вечные» вопросы и их решение в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

255. В чем смысл названия поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?

256. Стихотворение С.А. Есенина «Мы теперь уходим понемногу…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

257. Стихотворение С.А. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

258. Стихотворение С.А. Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

259. Философские мотивы лирики С.А. Есенина.

260. Особенности лирического героя поэзии С.А. Есенина.

261. Тема любви в лирике С.А. Есенина.

262. Мир природы в лирике С.А. Есенина.

263. Образ революционной эпохи в произведениях С.А. Есенина.

264. Образ Родины в лирике С.А. Есенина.

265. «На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше» (М.А. Осоргин).

266. Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!» (Восприятие, истолкование, оценка.)

267. Стихотворение В.В. Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой». (Восприятие, истолкование, оценка.)

268. Стихотворение В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно». (Восприятие, истолкование, оценка.)

269. Стихотворение В.В. Маяковского «Прозаседавшиеся». (Восприятие, истолкование, оценка.)

270. Лирический герой ранней лирики В.В. Маяковского.

271. Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.

272. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.

273. «Революцией мобилизованный и призванный…» (Образ поэта в лирике В.В. Маяковского.)

274. Герой и толпа в лирике В.В. Маяковского.

275. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского?

276. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.

277. «Гримасы быта» в сатирической поэзии В.В. Маяковского.

278. В чем смысл бунта лирического героя поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах»?

279. Тема будущего в лирике В.В. Маяковского.

280. Поэт и революция в лирике В.В. Маяковского.

281. «Маяковским разрешается элементарная и великая проблема поэзии для всех, а не для избранных» (О.Э. Мандельштам).

282. «Стихотворения Маяковского все время на острие комического и трагического» (Ю.Н. Тынянов).

283. Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

284. Анализ второй главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

285. а) Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». б) Образ города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

286. а) Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

б) Каким предстает белое движение в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»?

287. Христианские мотивы в прозе М.А. Булгакова. (По роману «Мастер и Маргарита» или «Белая гвардия».)

288. «Булгаков… испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г. Паустовский).

289. а) Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». б) Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

290. а) Образ Понтия Пилата и проблема совести в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». б) Сны героев и их связь с проблематикой романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».

291. а) Почему в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» утверждается, что «трусость — самый страшный порок»?

б) Почему так притягателен дом Турбиных? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

292. а) «Раздвоение Ивана». (Анализ одиннадцатой главы романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».) б) Начало романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». (Анализ первой главы первой части.)

293. а) Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем». (Анализ первой главы первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Тайники инженера Лисовича. (Анализ эпизода из третьей главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

294. а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из второй главы первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Сцена в Александровской гимназии. (Анализ эпизода из седьмой главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

295. а) Разговор Пилата с Афранием. (Анализ эпизода из двадцать пятой главы второй части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».) б) Бегство Тальберга. (Анализ эпизода из второй главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

296. а) Знакомство Ивана Бездомного с Мастером. (Анализ тринадцатой главы «Явление героя» первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Гибель Най-Турса и спасение Николки. (Анализ эпизода из одиннадцатой главы второй части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)

297. Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века.

298. Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века.

299. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Про эти стихи». (Восприятие, истолкование, оценка.)

300. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Любить иных — тяжелый крест…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

301. Стихотворение Б.Л. Пастернака «Снег идет». (Восприятие, истолкование, оценка.)

302. Каковы особенности поэзии Б.Л. Пастернака?

303. Мир природы в лирике Б.Л. Пастернака.

304. «Быть знаменитым некрасиво…» (Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака.)

305. «Если душа родилась крылатой…» (По лирике М.И. Цветаевой.)

306. Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

307. Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи». (Восприятие, истолкование, оценка.)

308. «Не с теми я, кто бросил землю…» (Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой.)

309. «Она (Ахматова) смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории» (И.А. Бродский.)

310. «Поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А.Т. Твардовский).

311. Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой.

312. «Я научилась просто, мудро жить…» (Философские мотивы лирики А.А. Ахматовой.)

313. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

314. Как развивается трагическая тема в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»?

315. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

316. «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века» (О.Э. Мандельштам.)

317. а) Тема Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». б) Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».

318. Любовь в жизни одного из героев М.А. Шолохова. (По одному из романов писателя.)

319. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

320. а) В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и Натальи? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон.) б) Что объединяет и что разнит активистов Гремячего Лога? (По роману М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

321. а) Трагедия Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». б) Давыдов и Половцев в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».

322. а) Каковы итоги жизненных исканий Григория Мелехова? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон.) б) Какова роль образа Половцева в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина»?

323. Тема поиска правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

324. Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Шолохова. (По роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

325. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»: 18-я глава, восьмая часть, четвертый том.) б) Сцена «бабьего бунта» в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина». (Анализ фрагмента 33-й главы первой книги.)

326. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ 2-й главы восьмой части четвертого тома романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».) б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из 24-й главы второй книги романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

327. а) Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»: 18-я глава, восьмая часть, четвертый том.) б) Сцена раскулачивания. (Анализ эпизода из 7-й главы первой книги романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

328. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ 16-й главы шестой части третьего тома романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Спор активистов Гремячего Лога о раскулачивании. (Анализ 9-й главы первой книги романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)

329. Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

330. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова.

331. Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.

332. Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.

333. В чем своеобразие военной темы в творчестве А.Т. Твардовского?

334. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».

335. «Василий Теркин» Твардовского — поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдатский язык» (И.А. Бунин).

336. Стихотворение Н.А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц». (Восприятие, истолкование, оценка.)

337. Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого.

338. Проблема человека и власти в прозе А.И. Солженицына.

339. Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу «Матренин двор».)

340. Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной прозе. (По произведению одного из писателей.)

341. Проблема нравственного выбора человека. (По одному из произведений современных писателей о войне.)

342. Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.

343. Тема русской деревни в современной отечественной прозе. (На примере одного-двух произведений.)

344. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

345. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов?

346. Природа и человек в современной отечественной прозе. (На примере одного-двух произведений.)

347. Образ современника в отечественной прозе последних десятилетий.

348. «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого великая цель» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

349. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни — есть высочайшее счастье для литератора…» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

350. «Пойми живой язык природы — и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

351. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

352. «Искусство стремится непременно к добру…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

353. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

354. «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь» (Г.А. Медынский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

355. «Мещанство большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

356. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (А.П. Платонов). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

357. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

358. «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

359. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

360. «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом» (Д.С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

361. «Защита Родины есть защита и своего достоинства» (Н.К. Рерих). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

362.»Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

363. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

364. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

365. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

366. «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

367. «Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н.А. Бердяев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

368. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

369. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

370. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

371. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

372. «Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

373. «Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

374. «Поэзия — это форма любви» (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

375. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

376. «Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы — большой и маленькой» (Д.С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

377. «То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все» (В.В. Набоков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

378. «Просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы ХХ века.)

379. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе — мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

380. «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

381. «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство» (Б.Ш. Окуджава). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

382. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б.Л. Пастернак). (По одному из произведений русской литературы XX века.)

31.03.2005

ГАЗЕТА

*