(НИ). Вот уже несколько лет весь цивилизованный мир переживает бум смехотерапии. В штатное расписание ведущих медицинских центров в спешном порядке вводятся должности «лечебных клоунов». Жители мегаполисов стройными рядами идут в «клубы смеха». Серьезные ученые мужи с пеной у рта доказывают, что «смех полезен для здоровья», ссылаясь на «неопровержимые экспериментальные данные». Что за безумие охватило мир? И почему в нем не принимает участие Росиия?

Все мы по нескольку раз на дню хохочем, заразительно смеемся, весело улыбаемся и при этом совершенно не задумываемся о том, что смех – одна из самых парадоксальных реакций человеческого организма. Ни одно другое живое существо на земном шаре не способно смеяться так, как это делаем мы. Разумеется, подобный феномен не мог пройти мимо внимания ученых.

В настоящее время в мире существуют несколько научных организаций, занимающихся изучением смеха. Наиболее авторитетные из них – Международное общество по изучению юмора и Ассоциация практического и терапевтического юмора. Что же удалось узнать о смехе?

Специалисты утверждают, что способность к веселью не дается человеку от рождения. Малыши учатся улыбаться в первые два месяца своей жизни, смеяться же начинают только к концу третьего месяца. Наиболее «веселым» считается возраст 6 лет, когда ребенок хохочет по 300–400 раз в день. Для сравнения: взрослый человек улыбается в день всего 15 раз. Да и продолжительность смеха постоянно сокращается. Если в 1930 году французы в среднем смеялись 19 минут в день, то в 1980 году – только 6 минут. В настоящее время 80% респондентов жалуются, что хотели бы, да вот беда, не могут смеяться больше. Ученые бьют тревогу – подобное помрачение массового сознания губительно для общества, и приводят ряд веских аргументов в защиту смеха.

Юмор у нас просто в крови

Как удалось установить специалистам из Школы медицины Университета Мэриленда (США), смех оказывает самое благотворное воздействие на кровеносные сосуды. У добровольцев, смотревших «серьезный» фильм, кровоток тормозился на 35%, при просмотре же комедии кровь разгонялась на 22%. Невролог Уильям Фрай из Стэнфордского университета (США) объясняет это тем, что когда человек смеется, у него работает около 80 групп мышц: двигаются плечи, сотрясается грудная клетка, вибрирует диафрагма, сердце бьется чаще, повышается содержание кислорода в крови за счет того, что он набирает полную грудь воздуха.

Немецкий смехолог Гюнтер Сикл пошел еще дальше. По его мнению, одна минута смеха равноценна 25 минутам физической активности. Американский же психолог Генри Шварц и вовсе утверждает, что заниматься спортом в подавленном состоянии бессмысленно – оздоравливающего эффекта все равно не будет. Если же человек пребывает в хорошем расположении духа и часто смеется, аналогичная нагрузка заметно улучшает его самочувствие. По мнению американских ученых, это объясняется тем, что активность лицевых мышц, задействованных при смехе, улучшает кровоснабжение головного мозга, что незамедлительно сказывается на эмоциональном состоянии человека.

А вот Аллану Рейсу из Стэнфордского университета в ходе магниторезонансного сканирования удалось установить, что при смехе активизируются те же самые мозговые центры, на которые воздействует кокаин. Более того, организм смеющегося человека вырабатывает «гормоны счастья», или эндорфины, – естественные опиаты, притупляющие болевые ощущения и улучшающие настроение.

Однако наиболее интересные данные получила доктор Маргарет Стубер из Университета Лос-Анджелеса. Группе детей было предложено держать руки в холодной воде (около 10 градусов по Цельсию) так долго, как только они смогут. В обычных условиях дети выдерживали от силы 87 секунд, при просмотре же комедии – 125 секунд. Интересно, что у смеющихся детей пульс, артериальное давление и частота дыхания практически не изменялись, зато уровень «гормона стресса» (кортизола) в слюне значительно повышался. Все это позволило исследовательнице сделать вывод о том, что смех оказывает стимулируещее действие на иммунную систему и защищает организм человека от стресса.

А нельзя ли использовать смех в лечебных целях? – задумались ученые.

Диагноз как сюжет для комедии

О том, что смех может стать союзником в борьбе с самыми опасными заболеваниями, мир выяснил в 60-е годы ХХ века. Именно тогда молодой американский психотерапевт Норман Казинс узнал, что неизлечимо болен коллагенозом. Врачи только разводили руками: «В вашем случае медицина бессильна». Выписавшись из больницы, молодой человек поставил у себя в комнате кинопроектор, чтобы скрасить свои последние дни просмотром веселых комедий. И произошло чудо! Сначала исчезли боли, потом начали шевелиться парализованные пальцы рук. Через год Норман встал на ноги и забыл о смертельной болезни навсегда. На свет же родилась новая наука – гепотология, объектом изучения которой стал смех.

Однако смехотерапия как таковая появилась намного позднее. В начале 80-х годов прошлого века директор американского цирка Big Apple Circus Майкл Кристенсен организовал «Скорую помощь клоунов», сотрудники которой посещали ребятишек, больных раком. Медики с изумлением констатировали, что после визита клоуна эффективность лечения возрастала многократно. Именно с этого времени лечебные клоуны начали свое победное шествие по миру. В Германии возникла целая ассоциация врачей-клоунов, которые превращают в игру лечение тяжелобольных детей. В крупных больницах Австрии и Голландии в штатном расписании появились ставки лечебных клоунов. В 2001 году стараниями американца Гарри Эдвардса гражданское объединение «Лечебный клоун» появилось и в Чехии. Входящие в него волонтеры регулярно устраивают клоунады в чешских больницах. В настоящее время к их движению присоединились Польша и Венгрия. Однако дальше всего пошли израильтяне. В госпитале Ассаф Хароф города Црифин были организованы шестимесячные курсы по обучению врачей, медсестер и физиотерапевтов специальности «медицинский клоун». В настоящее время их выпускники работают во всех крупных медцентрах страны.

Другое, не менее популярное направление смехотерапии связано с лечением смехом как таковым. Во многих американских и шведских клиниках открыты специальные «кабинеты смеха». Работающие в них психотерапевты «прописывают» своим пациентам дозированные порции юмористических передач. Ученые из Университета Лос-Анджелеса утверждают, что просмотр веселых фильмов позволяет уменьшить страх перед болезненными процедурами и химиотерапией, в связи с чем повышается эффективность лечения таких опасных заболеваний, как СПИД и рак. Еще дальше пошли австрийские специалисты, избавляющие людей от депрессии. Они выпустили специальный лечебный компакт-диск, на который записано 20 минут смеха и ободряющих высказываний знаменитостей. А вот французы организовали массовое производство пластинок и кассет с записями монологов юмористов, которые рекомендуется прослушивать в профилактических целях.

Как прикалываются йоги

Однако никакие достижения научно-технического прогресса не могут заменить смех, возникающий в процессе живого общения. Первым это понял индийский доктор Мадан Катариа, разработавший «смех-йогу». По мнению психотерапевта, «смех заразителен, так что человек легко переходит от смеха искусственного к смеху естественному». И действительно, трудно удержаться от гомерического хохота, глядя, как участники психотерапевтического сеанса силятся изобразить ржущий тапок, веселящийся дверной замок, скромно хихикающее бревно, смеющуюся мышь.

Впрочем, главная заслуга доктора Катариа в том, что он поставил смехотерапию «на поток». Начав в 90-е годы прошлого века с проведения оздоровительных сеансов в крупных индийских корпорациях, он очень быстро снискал славу «лучшего психотерапевта полуострова Индостан». В середине 90-х его стараниями во всех крупных городах Индии появились специальные «клубы смеха», в которые люди приходили повеселиться от души и тем самым «избавиться от стресса и предотвратить инфаркт». В настоящее время в одном только Мумбае (бывшем Бомбее) – более 500 подобных клубов.

В начале XXI века мода на «клубы смеха» докатилась и до Запада. За последние пять лет во Франции было открыто 30 таких заведений, в Германии – более 40, в США – свыше 300. Разумеется, клиентов привлекает низкая цена – 3 евро за 45-минутный сеанс, но не только это. Эффективность данного метода подтверждена исследованиями серьезных ученых. Не случайно сейчас его берут на вооружение в ведущих медицинских центрах мира.

Так, известный австрийский психолог Илона Папусек из Университета Граца предлагает применять «смех-йогу» для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. В течение 6 недель она наблюдала больных, перенесших гипертонический криз, которые посещали сеансы смехотерапии по методу Катариа. Выяснилось, что у всех них давление пришло в норму. В Центре же здоровья бразильского города Форталез с помощью все той же «смех-йоги» весьма успешно врачуют пациентов с депрессией, стрессами, фобиями, гипертонией и даже диабетом.

Но что же происходит в России?

Смех сквозь слезы

Традиция отмечать 1 апреля различными шутками и розыгрышами на Руси уходит своими корнями в глубокое прошлое. Согласно народным поверьям, именно в этот день просыпался домовой. Очумевшего после долгой зимней спячки духа рекомендовалось сбивать с толку всевозможными проказами, жертвами которых становились домочадцы. Незамужние молодые девушки также старались вовсю. Считалось, что если разыграть своего молодого человека, он не обманет и женится… В последние же годы Международный день дурака и вовсе стал в нашей стране национальным праздником. А если судить по «Аншлагу» и компании, заполонивших все без исключения российские телеканалы, то 1 апреля у нас растягивается вообще на целый год. При подобной всенародной любви к юмору смехотерапия, кажется, давным-давно должна была стать в России самым популярным методом лечения. Но не стала.

После длительных поисков нам удалось найти только одного специалиста, занимающегося смехотерапией. «Да и то, – оговорился проректор по научной работе московского Института нейро-лингвистического программирования (НЛП) Андрей Виноградов, – я практикую не лечение смехом, а метод провокативной терапии американского психотерапевта Фрэнка Фарелли. Психолог здесь выступает в роли «адвоката дьявола», не бросается рыдать вместе с пациентом, а с помощью иронии усложняет проблему, доводит ситуацию до абсурда, чтобы человек рассмеялся над своей проблемой и тем самым решил ее. К примеру, приходит ко мне на прием девушка в мини-юбке, больше напоминающей шарф, и начинает жаловаться, что «мужчины воспринимают меня только как сексуальный объект». Что бы сделал обычный психотерапевт? Начал бы ее жалеть. Я же делаю вид, что заглядываю ей под юбку, и спрашиваю: «И с чего бы это?»

Разумеется, подобный метод требует от практикующего психотерапевта большого такта и хорошего чувства юмора, но, по словам Андрея Виноградова, душевные затраты себя оправдывают. Смехотерапия, даже в таком специфичном виде, весьма эффективна. «К сожалению, смехотерапия по Фрэнку Фарелли не получила в нашей стране большого распространения, – продолжает психолог. – Во-первых, это не такой раскрученный бренд, как психоанализ или гештальт-терапия. А во-вторых, ему, в отличие от того же НЛП, практически невозможно научить. Не удивительно: чувство юмора или есть, или его нет».

Да и народ наш, по мнению Андрея Виноградова, еще не готов к лечению смехом: «На Западе люди давным-давно чувствуют себя в безопасности, что располагает к веселью. В России же условия жизни таковы, что смеются люди над вещами все больше трагическими. Фотографируются на развалинах Трансвааль-парка с жизнерадостными улыбками на лицах, типа: «А в меня не попало!», «Слава богу, пронесло!». Конечно, целительная сила смеха проявляется и здесь. Однако, по моему глубокому убеждению, «клубы смеха» и «лечебные клоуны» появятся в нашей стране только тогда, когда уровень жизни в России приблизится к западному».

ЕЛЕНА ЖУРАВЛЕВА

01.04.05 пятница

«Новые Известия»

***