Эйфелева   башня была задумана как мемориал в честь столетия Великой французской революции для парижской Всемирной выставки 1889 года. Идея гигантской стальной башни витала в воздухе на протяжении всего XIX века, для которого виртуозные металлические конструкции были олицетворением прогресса. Проект «Башни в 300 метров» возник в 1884 году. Авторы проекта — инженеры Эмиль Нужье и Морис Кеклен, архитектор Стефан Совестр были сотрудниками компании Гюстава Эйфеля.

Эйфелю не было равных в проектировании устойчивых металлических конструкций для железнодорожных мостов. Он выкупил проект у своих коллег и взялся доказать всем, что его конструкции и технологии способны создать высочайшую в мире башню во славу индустриальной мощи Франции и технического прогресса. Ее возведение заняло 2 года и 2 месяца, она стоила около 5 миллионов франков, ее вес составил 7 300 тонн. Она стала основным событием и главным аттракционом Всемирной выставки 1889 года и окупилась в течение полутора лет.

Башня еще не была завершена, когда в феврале 1887 года в газете «Le Temps» появился «Протест против башни мсье Эйфеля», подписанный Шарлем Гуно, Ги де Мопассаном, Александром Дюма-младшим, Эрнестом Мессонье, Шарлем Гарнье и другими деятелями культуры. Они осудили «… этот трагический уличный фонарь», «…этот скелет колокольни», «эту высокую и тощую пирамиду из железных лестниц, этот гигантский неуклюжий скелет,…курьезную тонкую фабричную трубу».

С рождением авангарда башня стала одной из любимых его фигур. Она вдохновляла Гийома Аполлинера, Рауля Дюфи, Марка Шагала, Робера Делоне — сотни художников, режиссеров, фотографов.

Башня состоит из трех уровней: первый этаж находится на высоте 57 метров, второй — 115 метров, третий — 276 метров. В основании башни — квадрат со стороной 100 метров. На каменных основаниях высотой 9 метров возведены ажурные пилоны из металлических стержней. На пяти лифтах башни можно подняться на несколько промежуточных обзорных галерей и площадок, а также на самый ее верх. На верхней площадке находятся физическая и биологическая лаборатории, являющиеся наблюдательной базой бюро погоды. Эйфелева башня оборудована лифтами — подъемниками знаменитой американской фирмы Элайша Отиса — изобретателя системы задержки лифта в шахте при обрыве каната.

Первоначально башню намечалось использовать только 20 лет, но она оказалась долгожительницей — в 1910 году этот срок решением правительства был продлен еще на 70 лет. В настоящее время Эйфелева башня — самый известный и посещаемый исторический памятник Парижа.

"РИА НОВОСТИ"

***