Содом на набережной. Жерар Депардье и Даниэль Отой делят правосудие (премьера кино)
(Ъ). Даниэль Отой и Жерар Депардье разыгрывают классическую сцену французского кино — настоящие мужчины встречаются в туалете, потом стреляет пистолет. Но не тот, который вы видите. Полицейский триллер «Набережная Орфевр, 36» (36 Quai Des Orf`vres) погружает зрителя в безжалостный мир карьерных интриг в высших эшелонах французской полиции. Настоящая борьба идет не между полицейскими и бандитами, которых мало что разделяет, а между разными правоохранительными подразделениями. Что мешает слаженной работе, пыталась понять ЛИДИЯ Ъ-МАСЛОВА.
Даниэль Отой и Жерар Депардье
разыгрывают классическую сцену
французского кино — настоящие
мужчины встречаются в туалете,
потом стреляет пистолет.
Но не тот, который вы видите
______________________________________________________
Мешают, как обычно, личные амбиции и счеты – в этом смысле мало что изменилось, например, с 1947 года, которым датирована классическая «Набережная Орфевр», снятая «французским Хичкоком» Анри-Жоржем Клузо. Со старым детективом, однако, новая картина никак особенно не связана, если не считать общего мрачного, пессимистического подхода и отсутствия каких-либо иллюзий насчет справедливости – режиссер с полицейским прошлым Оливье Маршал продолжает традицию film noir и напоминает стилистику полицейских фильмов 80-х с Бельмондо или Аленом Делоном. Но «36» не стилизация и не жанровая игра, а попытка по-честному передать, какой тяжестью ложится на психику опыт работы в полиции. Ничего в этой работе доблестного и романтического нет, а есть лишь повышенная плотность подонков вокруг плюс ежесекундный риск оказаться либо в могиле, либо по другую сторону решетки, иногда по вине собственных коллег. В качестве наглядного примера в основу сценария положен реальный случай из середины 80-х, когда два полицейских отдела не смогли разойтись на территории одного банка, где происходило ограбление с захватом заложников, и провалили операцию.
Впрочем, для начала режиссер Маршал показывает, как полиция отдыхает, чтобы хоть отчасти намекнуть, зачем же люди все-таки идут служить в правоохранительные органы – для того, чтобы, залив глаза, беспорядочно палить из табельного оружия по крысе, прошмыгнувшей по барной стойке. А на следующее утро начальник центрального полицейского офиса, расположенного в доме 36 по заглавной набережной, распекает похмельных подчиненных: «Завелась банда налетчиков, житья от нее нет, за полгода семь инкассаторских машин ограбили средь бела дня». Андре Дюссолье изображает здесь примерно такого же циничного полицейского шефа, которого он играл в «Секретных агентах». Будучи одной ногой на пенсии, он хочет на прощание преподнести вышестоящим инстанциям раскрытую банду и для скорейшего результата стравливает в охоте на нее двух своих заместителей. Один (Даниэль Отой) руководит как бы СОБРом, а другой (Жерар Депардье) – отделом по борьбе с бандитизмом, более аналитически-кабинетного характера. Он завидует собровцу, тем более что теперь тот женат на его былой возлюбленной (Валерия Голино), и стремится его подкузьмить под девизом «Я давно перестал рвать себе задницу по поводу этики». В разгар ответственной операции герой Депардье, высосав «чекушку», решительно вылезает из своего бумера и прямиком направляется брать банду, которую собровцы тщательно выслеживали и обкладывали флажками,– возникает беспорядочная пальба, гибнет полицейский, персонаж Отоя отправляется под суд, а его соперник, оправданный дисциплинарной комиссией, получает заветное повышение.
Не все с радостью встречают нового хозяина дома на набережной Орфевр: один подчиненный в знак протеста начинает мочиться на него прямо на торжественном фуршете, а отставной начальник встречает его в туалете возле писсуаров теплыми словами: «Будь вы бандитом, ваш труп нашли бы на стоянке с тремя пулями в голове». Едва ли не в том же самом туалете, неизменном месте встречи настоящих мужчин, застукивает врага герой Отоя, досрочно освободившийся через семь лет, со словами: «Не оборачивайся, ты увидишь пулю в зеркале». Однако вместо того, чтобы просто выпустить пресловутую пулю, он вдруг затевает психологический эксперимент и пробивает врага на объяснение – до сих пор они в основном с ненавистью сопели друг на друга и обменивались уничтожающими взглядами. К счастью, демагогию о том, кто же все-таки виноват (а в таких фильмах все в чем-нибудь да виноваты), мгновенно прерывает выстрел в упор, раздающийся неожиданно и не с той стороны, с которой предполагалось, однако как нельзя более уместный в качестве финальной точки.
№ 56 (№ 3140) от 31.03.2005, ЧТ
***