Федеральная служба по надзору в сфере образования на этой неделе утвердила список тем экзаменационных сочинений за курс средней школы. Номера тем с помощью лототрона будут разыгрываться непосредственно в день экзамена, 1 июня этого года. Однако уже сейчас выпускники, ознакомившись с темами, могут приступать к подготовке.

Выпускники российских школ до 2002 года узнавали темы сочинений по литературе непосредственно перед началом выпускного экзамена. Этим пользовались разного рода «предсказатели». За несколько месяцев до окончания учебного года появлялись слухи об утечке информации из Министерства образования, а сведущие люди предлагали доверчивым школьникам и их родителям за энную сумму приобрести комплект экзаменационных заданий. С распространением Интернета этот бизнес расцвел. Руководители Минобразования убеждали доверчивых старшеклассников, что никакой утечки информации быть не может. Злоумышленники продемонстрировали публике неограниченность своих возможностей и выкрали экзаменационный комплект прямо из сейфа Минобразования. На рынке краденые темы продавались по 6 долларов за комплект. Чиновникам Минобразования пришлось формулировать темы сочинений заново. После этого было принято решение раскрывать секрет заранее, но не в начале учебного года (чтобы учителя не «натаскивали» школьников по конкретным темам), а весной.

Список тем сочинений, по которым следует готовиться к выпускному экзамену по литературе, Федеральная служба по надзору в сфере образования утвердила в начале этой недели.

В нем 382 темы. На экзамене выпускникам будет предложено на выбор пять: две по произведениям литературы XIX века, две — по литературе XX века и одна свободная.

Конверты с пятью темами будут разосланы в регионы РФ, в день экзамена каждая школа получит свой комплект. По традиции номер комплекта будет разыгрываться с помощью лототрона. Губернатор или руководитель местного органа управления образованием на глазах у всех достанет шар с номером (процедура будет транслироваться в прямом эфире местного телевидения).

Темы сочинений

Для подготовки к письменному экзамену по русскому языку и литературе за курс средней школы в 2004/2005 учебном году

По произведениям литературы ХVIII- ХIХ веков

1. Образ Родины в «Слове о полку Игореве».

2. Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

3. Стихотворение Г.Р. Державина «Памятник». (Восприятие, истолкование, оценка.)

4. Стихотворение В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов». (Восприятие, истолкование, оценка.)

5. «Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца…» (В.Г. Белинский). (По лирике В.А. Жуковского.)

6. Герои и сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана».

7. «На всех московских есть особый отпечаток». (Старая Москва в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

8. «Чацкого роль — страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров). (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

9. Поколение «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

10. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

11. Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

12. Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

13. В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

14. «Если в литературе сколько-нибудь отразился слабо, но с родственными чертами тип декабриста, это в Чацком» (А.И. Герцен).

15. Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

16. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2-го явления 2-го действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

17. Сплетня о сумасшествии Чацкого. (Анализ 14-21-го явления 3-го действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

18. Стихотворение А.С. Пушкина «И вновь я посетил…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

19. Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

20. Стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

21. Стихотворение А.С. Пушкина «Пророк». (Восприятие, истолкование, оценка.)

22. Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина.

23. В чем состоит своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?

24. Философские мотивы лирики А.С. Пушкина.

25. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?

26. «Нет: рано чувства в нем остыли…» (Образ разочарованного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

27. «Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы» (Ф.М. Достоевский).

28. Почему «Евгений Онегин» назван А.С. Пушкиным «свободным» романом?

29. Изображение поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

30. Духовная эволюция Онегина. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

31. «Онегин — добрый малой, но при этом недюжинный человек…» (В.Г. Белинский).

32. «В чем же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?» (Г.А. Гуковский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

33. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

34. Дуэль Онегина с Ленским. (Анализ эпизода из 6-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

35. Именины Татьяны. (Анализ эпизода из 5-й главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

36. Образ Пугачева в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

37. Почему повесть А.С. Пушкина названа «Капитанская дочка»?

38. Как раскрывается тема русского бунта в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

39. Гринев и Швабрин. (По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

40. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Листок». (Восприятие, истолкование, оценка.)

41. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума». (Восприятие, истолкование, оценка.)

42. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта». (Восприятие, истолкование, оценка.)

43. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

44. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

45. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

46. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

47. Почему в лирике М.Ю. Лермонтова любовь к родине названа «странной»?

48. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.

49. В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

50. Почему так трагически сложилась судьба Мцыри? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)

51. Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

52. Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

53. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

54. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

55. «Максим Максимыч получил от природы человеческую душу, человеческое сердце, но эта душа и это сердце отлились в особую форму, которая так и говорит вам о многих годах тяжелой и трудной службы» (В.Г. Белинский). (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

56. «Душа Печорина — не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля…» (В.Г. Белинский).

57. Печорин и контрабандисты. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

58. Пари Печорина с Вуличем. (Анализ главы «Фаталист» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

59. Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

60. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

61. Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

62. «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей…» (В.Н. Майков).

63. Чиновники города NN. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

64. «Мертвые души» Н.В. Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).

65. Образы Манилова и Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

66. «Покупатель живой человеческой совести, Чичиков, — подлинный черт, подлинный провокатор жизни» (А. Белый).

67. Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

68. Визит Чичикова к одному из помещиков. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

69. Предыстория Чичикова. (Анализ эпизода из 11-й главы 1-го тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

70. Оформление купчей в гражданской палате. (Анализ эпизода из 7-й главы 1-го тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

71. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из 4-й главы 1-го тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

72. Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?

73. Образ жестокого мира в драматургии А.Н. Островского. (По пьесе «Гроза» или «Бесприданница».)

74. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) б) Тема маленького человека в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

75. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза». б) Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

76. а) В чем причина драмы Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? б) В чем причина драмы героини пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»?

77. а) Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) б) Паратов и Карандышев. (По пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».)

78. а) Смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза».

б) Тема утраченных иллюзий в пьесе А.Н. Островского «Бесприданница».

79. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5-го действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ сцены из 2-го действия пьесы Островского «Бесприданница».)

80. Стихотворение А.А. Фета «Еще майская ночь». (Восприятие, истолкование, оценка.)

81. Стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

82. Стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

83. Тема любви в лирике А.А. Фета.

84. «Поэзия Фета — сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…» (К.Д. Бальмонт).

85. «Вдохновение и вера в силу вдохновения, глубокое понимание красот природы, сознание того, что проза жизни кажется прозою лишь для очей, не просветленных поэзией, — вот особенности г. Фета…» (А.В. Дружинин).

86. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

87. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!». (Восприятие, истолкование, оценка.)

88. Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас — и все былое…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

89. «Мысль Тютчева … всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…» (И.С. Тургенев).

90. «Поэзия Тютчева есть … не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину…» (С.Л. Франк).

91. «Тютчев написал очень немного; но все написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства» (Н.А. Некрасов).

92. Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

93. Стихотворение Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

94. Стихотворение Н.А. Некрасова «Рыцарь на час». (Восприятие, истолкование, оценка.)

95. Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

96. Стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

97. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.

98. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

99. «Муза Некрасова … очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью» (А.В. Дружинин).

100. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова.

101. Картины народной жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

102. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

103. Образы народных заступников в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

104. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

105. Тема женской доли в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

106. Тема народа в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

107. «В Салтыкове есть … этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…» (И.С. Тургенев).

108. Герои и сюжеты сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

109. Крестьянская и помещичья Русь в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

110. Смешны или грустны финалы сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина?

111. Сатирическое изображение «хозяев жизни» в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

112. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

113. Андрей Штольц как «человек действия». (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

114. Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

115. «Обломов, без своего «Сна», был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас…» (А.В. Дружинин).

116. Письмо Обломова к Ольге Ильинской. (Анализ 10-й главы второй части романа И.А. Гончарова «Обломов».)

117. а) Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». б) Тема любви в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

118. а) Базаров и Аркадий в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». б) Образ тургеневской девушки в романе «Дворянское гнездо».

119. Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

120. а) Трагизм образа Базарова. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

121. а) Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». б) Смысл названия и проблематика романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

122. а) В чем сложность взаимоотношений Базарова и Одинцовой? б) В чем сложность взаимоотношений Лизы Калитиной и Лаврецкого?

123. а) Каково авторское отношение к Базарову? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) б) Каково авторское отношение к Лаврецкому? (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

124. а) Проблема отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». б) Проблема счастья и долга в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».

125. а) Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) б) Лаврецкий и Паншин. (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

126. а) «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н.Н. Страхов). (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) б) «Драматизм его (Лаврецкого) положения заключается … в столкновении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно устрашит самого энергического и смелого человека» (Н.А. Добролюбов). (По роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

127. Роль портрета в раскрытии характеров героев романа И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

128. Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

129. Образ русского воина в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

130. «В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы» (Д.С. Лихачев).

131. Изображение войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

132. «В его романах душа человеческая изображается с реальностью, еще небывалой в нашей литературе» (Н.Н. Страхов). (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

133. Философия жизни Платона Каратаева. (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

134. «Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта» (Н.Г. Чернышевский).

135. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

136. Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

137. Кутузов и проблема «простоты, добра и правды» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

138. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

139. «Какая сила управляет всем?» (Взгляд на историю в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».)

140. Смотр под Браунау. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 2, глава 2.)

141. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ 25-й главы части 1 тома 1 романа Л.Н. Толстого «Война и мир».)

142. Сцена объяснения Пьера с Элен. (Анализ эпизода из 2-й главы части 3 тома 1 романа Л.Н. Толстого «Война и мир».)

143. Петя Ростов в партизанском отряде. (Анализ 7-й главы части 3 тома 4 романа Л.Н. Толстого «Война и мир».)

144. Наташа в гостях у дядюшки. (Анализ эпизода из 8-й главы части 4 тома 2 романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».)

145. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем. (Анализ 23-й главы части 3 тома 2 романа Л.Н. Толстого «Война и мир».)

146. «Достоевский — художник … бездны человеческой, человеческой бездонности» (Н.А. Бердяев).

147. «Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием» (И.Ф. Анненский). (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

148. «Достоевский — это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви» (Д.С. Мережковский).

149. а) В чем смысл эпилога романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? б) Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф.М. Достоевского «Идиот».)

150. а) В чем причины самоубийства Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) б) Что сближает князя Мышкина с Рогожиным? (По роману Ф.М. Достоевского «Идиот».)

151. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

152. а) В чем противоречия теории Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) б) В чем своеобразие характера главного героя романа Ф.М. Достоевского «Идиот»?

153. Тема смирения и бунта в произведениях Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

154. а) Образ «вечной Сонечки» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». б) Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

155. Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

156. а) Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». б) Образ «положительно прекрасного человека» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

157. а) Сон об убийстве лошади. (Анализ эпизода из 5-й главы части 1 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) б) Сцена чтения пушкинского стихотворения. (Анализ эпизода из 7-й главы части 2 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)

158. а) Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Анализ эпизода из 5-й главы части 3 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».) б) Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным. (Анализ эпизода из 10-й главы части 4 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)

159. а) Разговор Раскольникова с Соней на ее квартире. (Анализ эпизода из 4-й главы части 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

б) Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной. (Анализ эпизода из 15-й главы части 1 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)

160.»Чехов — странный писатель, бросает слова как будто некстати, а между тем все у него живет и сколько ума! Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или прекрасна» (Л.Н. Толстой).

161. «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, чтобы она стала умнее, человечней» (К.И. Чуковский).

162. «Чехов был несравненный художник … художник жизни» (Л.Н. Толстой).

163. Обличение пошлости и мещанства в рассказах А.П. Чехова.

164. «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни…» (М. Горький). (По рассказам А.П. Чехова.)

165. Образы «футлярных» людей в рассказах А.П. Чехова.

166. Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.

167. «Чехов довел до виртуозности … обыкновенное изображение обыкновенной жизни» (В.В. Розанов).

168. а) Образ «вечного студента» Трофимова в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». б) Тема времени в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».

169. а) Кто виновен в гибели вишневого сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».) б) К чему стремятся и в чем разочаровываются героини пьесы А.П. Чехова «Три сестры»?

170. Герои-«недотепы» в драматургии А.П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад» или «Три сестры».)

171. а) Раневская и Гаев в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».

172. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

173. «Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

174. «Человек — целый мир…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

175. «Мы движемся благодарностью к поэту, подарившему нам наслажденья души своими произведениями» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

176. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

177. «Воспитание — великое дело: им решается участь человека…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

178. «Человек — это … живая загадка» (С.Н. Булгаков). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

179. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

180. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

181. «Родник поэзии есть красота…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

182. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А.А. Бестужев-Марлинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

183. «Мещанство — ползучее растение, оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

184. «Мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством…» (В.О. Ключевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

185. «Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

186. «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

187. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

188. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

189. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (Л.Н. Толстой). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

190. «Природа учит нас понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

191. «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К.Д. Ушинский). (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

192. «Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д.С. Лихачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

193. «Человек ловится на мелочах, в крупном — можно притвориться, мелочь всегда выдает истинную «суть души», ее рисунок, ее тяготение…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

194. «У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец…» (В.Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

195. «Искусство — одно из средств различения доброго от злого…» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

196. «Самое главное в дружбе — умение понять и прощать». (В.П. Некрасов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

197. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

198. «Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

199. «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

200. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

201. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание» (К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

202. «Себялюбие — самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево…» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

203. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М.Е. Салтыков- Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

204. «Общественное значение писателя… в том именно и заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

205. «Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

206. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл, у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы…» (А.И. Солженицын). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

207. «Художник должен чувствовать вечность и в то же время быть современным» (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

208. «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

209. «Усилия есть необходимое условие нравственного совершенствования…» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

210. «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от нее человек становится лучше, и еще по тому… насколько от нее в душе светлеет» (Л.Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХIХ века.)

211. «Без страстей и противоречий нет жизни…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

Список тем сочинений по произведениям литературы XX века смотрите завтра на сайте GZT.RU

30.03.2005

Екатерина Бабкова

ГАЗЕТА

*