"С бизнесменами встречаемся, когда заболевают их подруги". Медики и правительство призывают предпринимателей активнее участвовать в борьбе со СПИДом
Если не сенсационное, то уж по крайней мере давно ожидавшееся тысячами ВИЧ-инфицированных россиян заявление сделал вчера министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов. По его словам, уже в ближайшее время стоимость препаратов для лечения больных СПИДом в нашей стране может существенно сократиться — почти в семь раз. Как известно, до сих пор полноценная терапия каждой жертвы вируса иммунодефицита человека обходилась в 10 тыс. долл. в год. И платились эти деньги как из государственного и региональных бюджетов, так и самими носителями вируса.
Теперь же министр пообещал, что финансовая нагрузка сократится. Г-н Зурабов сообщил, что в результате переговоров с некоторыми ведущими мировыми фармацевтическими компаниями России удалось добиться снижения стоимости годового курса до 3000 долл. Более того, по словам министра, есть основания надеяться, что вскоре и эта цифра опустится до 1400—1700 долл. Это означает, что государство сможет помочь большему количеству нуждающихся, что весьма актуально, учитывая ежегодный рост количества вновь заразившихся вирусом и увеличение числа инфицированных, ощущающих приближение смертельно опасной болезни.
Сейчас, по данным Минздравсоцразвития, трехкомпонентная терапия требуется 15 тыс. россиян, из них около 5 тыс., по выражению министра, «нуждаются в дополнительном внимании» — это, например, беременные женщины. Г-н Зурабов это «внимание» со стороны государства пообещал. Во всяком случае он подчеркнул, что беспрецедентная сумма в 50,8 млрд руб., выделяемых их бюджета на программу обеспечения населения доступными лекарствами, будет потрачена в том числе и на препараты для больных СПИДом, находящихся на амбулаторном лечении.
Впрочем, вчера на конференции, посвященной партнерству государства и бизнеса по вопросам борьбы со СПИДом, представители правительства активно заверяли собравшихся в том, что российские власти наконец-то осознали опасность вируса иммунодефицита человека для экономики и отдают себе отчет в том, каков на самом деле масштаб грозящей стране ВИЧ-угрозы. «Распространение СПИДа вышло за рамки медицинской проблемы, и в сегодняшней демографической ситуации стало для России вопросом стратегической, социальной и экономической безопасности страны», — заявил вице-премьер правительства Александр Жуков.
Однако государство не собирается нести единоличную ответственность за развитие эпидемии ВИЧ в России и предлагает представителям бизнеса разделить ее. Причем от предпринимателей ждут не только пожертвований в многочисленные фонды или финансирования противоэпидемических программ, но и участия в насыщении рынка дешевыми препаратами поддерживающей терапии. По словам Александра Жукова, отечественная фармацевтическая промышленность может обеспечить России одно из ведущих мест в мире как в производстве лекарств, так и в сфере создания вакцины от СПИДа. Но пока роль российских компаний в борьбе со СПИДом незначительна. Если разработки вакцины против смертельного вируса у нас худо-бедно ведутся, то собственных лекарств практически нет. По словам руководителя Российского федерального центра по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом Вадима Покровского, в России сейчас зарегистрирован для производства только один препарат, который с некоторой долей условности можно причислить к числу лекарств от СПИДа. Да и тот является «дженериком» — то есть разработкой зарубежной компании, у которой истек срок патентной давности.
С призывом к российским предпринимателям активнее включаться в борьбу с вирусом иммунодефицита выступил вчера и старший вице-президент Всемирного банка Жан-Луис Сарбиб. Причем он попытался объяснить, что бездействие бизнеса обернется весьма плачевно как для правительства России, так и для самого бизнеса. «Последствия эпидемии могут быть ужасающими для экономики. Если ВИЧ-инфицированными являются 1% населения, то возможно снижение темпов роста ВВП на 4%», — подчеркнул он. По его словам, затраты компаний в связи с распространением эпидемии могут быть очень серьезными, так как она негативно влияет на рабочую силу и рабочий процесс. Или же, как выразился посол США в РФ Александр Вершбоу, «эпидемия ВИЧ/СПИДа может свести на нет экономические достижения России, которых она добилась с таким трудом».
Сейчас же, как рассказал корреспонденту «Времени новостей» Вадим Покровский, «наши предприниматели заняты своими делами и считают, что СПИД их не касается». «Мы встречаемся с представителями бизнеса лишь в тех случаях, когда заболевает или сам предприниматель, или его подруга, или его дети. Тогда они начинают понимать, что эта проблема реально существует, правда, для них она все равно остается их личной проблемой, а не угрозой для будущего всей страны», — подчеркнул глава федерального центра по борьбе с ВИЧ/СПИДом.
Ирина БЕЛАШЕВА
N°54
31 марта 2005 Время новостей
***