(РК). За последний месяц в области выпало рекордное количество осадков. Вот уже и март позади, а величина снежного покрова не только не уменьшается, а даже наоборот — увеличивается. Специалисты прогнозируют, что потепление будет резким. Начнется масштабное таяние снега, массовое вскрытие рек, и потому паводок будет более опасным, чем обычно.

В администрации Самарской области прошло расширенное совещание, на котором чиновники, эксперты и спасатели решали, как предотвратить «вселенский потоп»? «Таяние снега может быть настолько быстрым, что это может привести к опасным результатам, — заявил губернатор Константин Титов. – Мы должны быть готовы к эвакуации людей, животных и техники».

Из-за весеннего половодья в зоне затопления могут оказаться 16 районов области. 20 населенных пунктов, автодороги, мосты, а также 5 скотомогильников, вполне вероятно, пострадают от большой воды. На совещании решали, как этого избежать.

На сегодняшний день особую тревогу вызывает даже не Волга, которая управляема за счет каскада ГЭС, а малые реки – Самара, Чапаевка, Чагра, Большой Иргиз. Большое половодье ожидается именно здесь. Уровень воды будет примерно на полтора метра выше обычного. Большой проблемой является аварийное состояние гидросооружений.

Многие из работающих плотин и дамб давно не ремонтировались. Денег на их реконструкцию в районах нет. Поэтому гидротехнические сооружения к наступлению большой воды не готовы. Двенадцать из них практически брошены, хотя они и являются федеральной собственностью. Например, по словам главы Нефтегорского района Сергея Афанасьева, Ветлянская плотина в этом районе разрушается с каждым годом. «Никаких практических мер ни с какой стороны не принимается, — говорит Афанасьев. – У нас гибнет все: зона отдыха, рыба, раки». Если плотина разрушится окончательно, то в результате вода затопит федеральную трассу.

Местным властям было предложено взять на себя подготовку к паводку плотин и водохранилищ. Должны быть приведены в порядок системы ливневой канализации, укреплены защитные дамбы и водоотводные каналы. В самое ближайшее время оперативная группа МЧС составит карту затопления области. Паводковая комиссия проверит все населенные пункты, которые потенциально могут оказаться под водой. «Комиссия проведет проверку на месте, потому что слова – это одно, а посмотреть на все своими глазами – это совсем другое», — заявил Константин Титов. Важно, чтобы для спасения людей были полностью готовы техника, резиновые и металлические лодки. Обязательно должны быть заготовлены продукты питания, медикаменты, предметы первой необходимости: их будут доставлять в те поселки, которые, вполне возможно, окажутся отрезанными от «большой земли», а на фермы должен быть завезен корм для животных, которые могут поступить туда из зоны затопления.

Сотрудники МЧС должны определить, где на реках нужно ликвидировать ледяные заторы и провести взрывные работы. Для проверки системы оповещения, которая должна сообщить жителям об эвакуации, будут организованы специальные учения.

Больше всего от паводка область пострадала в 1979 году. Тогда в губернии было затоплено почти 2 400 домов и строений, окружены или затоплены водой 19 населенных пунктов с населением свыше 16 000 человек (из них эвакуировано было всего 1 300). Были размыты и серьезно повреждены 191 плотина, 58 средних и малых мостов. С 1979 года весеннего паводка такого масштаба в Самарской губернии не наблюдалось, но угроза затопления десятков населенных пунктов существует постоянно.

В 2001 году на территории Самарской области произошло 10 чрезвычайных ситуаций, связанных с паводком. В 2003-м из-за паводка оказались подтопленными четыре населенных пункта трех районов губернии — Большечерниговского, Большеглушицкого и Пестравского. Это 108 жилых домов, в которых проживает 328 человек. Правда, до эвакуации людей дело не дошло. В прошлом году в зоне бедствия могло оказаться 4,5 тысячи человек. Были даже составлены списки, кого и куда увозить в случае опасности из восьми традиционно подтапливаемых районов, к которым в 2003 году вода подступала очень близко. Но, к счастью, обошлось. Удастся ли в 2005 году пережить весенний разлив рек с минимальными потерями, пока неизвестно.

Сергей Ишков

«Русский курьер»

№ 503 2005-03-31

"Русский курьер"

*