Согласно поручению Правительства области Государственная жилищная инспекция Самарской области проводит проверки установления ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги во всех муниципальных образованиях региона. В проверках также участвуют органы прокуратуры Самарской области, которыми принесены протесты на постановления 22 муниципальных образований, на данный момент на 9 территориях нарушения устранены.

Напомним, что в начале текущего года в Самарской области возросла плата за жильё. Повышение связано, прежде всего, с тем, что РАО «Газпром» в декабре 2004 года повысило тарифы на сетевой газ на 17,9%, тарифы на тепловую энергию возросли на 30%, выросла и стоимость других услуг, в том числе зарплата работников коммунальных служб.

Но больше всего это почувствовали жители тех городов и районов, где стоимость коммунальных услуг искусственно удерживалась на достаточно низком уровне. В среднем в 2004 году население области оплачивало 70% от реальной стоимости услуг, остальное компенсировал бюджет. А в Самаре и ряде сельских районов этот показатель был менее 60%. Теперь же, согласно федеральному законодательству, стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги уже в 2005 году составляет 100%. В целях социальной защиты граждан региональный стандарт на текущий год установлен в размере 90%, в среднем по всем видам услуг.

Однако при повышении платы за жилищно-коммунальные услуги не обошлось без нарушений. Как выяснилось, в некоторых районах тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг были утверждены без проведения экспертизы их экономической обоснованности. Это является нарушением действующего законодательства.

Не все благополучно даже в тех районах, где независимая экспертиза экономической обоснованности тарифов проводилась. Так, в Похвистневском и Кинельском районах экспертиза была проведена частным аудитором, что противоречит требованиям законодательства. А в ряде районов органы местного самоуправления при утверждении тарифов не прислушались к рекомендациям экспертов.

Например, при экспертизе цен на содержание и ремонт жилья учитывались те объемы и перечни работ, которые должны выполняться жилищно-эксплуатационными предприятиями. Но в решениях муниципалитетов об утверждении цен нет этих перечней.

Кроме того, почти во всех экспертных заключениях не оказалось сравнительного анализа динамики расходов и величины прибыли жилищно-эксплуатационных предприятий к предыдущему расчетному периоду. По каким причинам? Во-первых, экспертам не предоставлялись данные о соотношении цен предыдущего периода с соответствующими экономически обоснованными тарифами. Во-вторых, все предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, не имеют инвестиционных программ.

Следовательно, величина прибыли, учитываемая при формировании тарифов, не является экономически обоснованной. Аудиторами указывается, что применение тарифа возможно лишь при условии обоснования величины прибыли.

Кроме того, до сих пор не утверждена методика, согласно которой определяются расходы жилищно-эксплуатационных предприятий, служащие основой расчета тарифов. Поэтому аудиторы руководствовались, в первую очередь, условиями договора на проведение экспертизы.

Таким образом, органы местного самоуправления должны были перед утверждением тарифов скорректировать величины экономически обоснованных тарифов с учетом рекомендаций экспертов и обоснования величины прибыли. Этого сделано не было.

Все это ставит под сомнение правомерность утверждения тарифов. Поэтому Государственной жилищной инспекцией направлено письмо в адрес органов исполнительной власти этих городов и районов с предложением снизить на 10% цены на содержание и ремонт жилья, а также тарифы на коммунальные услуги, рассчитанные на основании независимой экспертизы.

В результате принятых мер в ряде муниципальных образований снижены тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг.

Так, в Сергиевском районе ставки и тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг для населения были пересмотрены в сторону уменьшения с 1 февраля текущего года. Уровень платежей граждан снижен с 90 до 75%. В Нефтегорском районе цены на содержание и ремонт жилья снижены на 25%, в Безенчукском – на 20%, в Камышлинском – на 15%, в г. Чапаевске – на 11%.

Постановлением главы местного самоуправления г. Кинеля в пос. Алексеевка уменьшены тарифы на горячее водоснабжение со 165 до 135 руб. с человека в месяц (по приборам учета – с 50 до 40 руб. за кубометр).

С 1 февраля вступило в силу Постановление главы г. Самары о снижении оплаты за жилье жителям частично благоустроенных, неблагоустроенных и ветхих домов.

Также необходимо отметить, что в Самаре, Жигулевске, Тольятти, Новокуйбышевске, Кинеле и Приволжском районе Государственной жилищной инспекцией выявлено несоответствие действующим нормативам показателей качества предоставляемых услуг, при снижении которых должна уменьшаться плата за услуги. Согласно действующему законодательству только при наличии этих показателей муниципалитеты могут утверждать тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг. На данный момент нарушения устранены администрациями Самары и Кинеля. Власти остальных территорий работу в этом направлении продолжают.

К сожалению, в настоящее время отсутствует нормативный механизм определения условий, при которых снижается оплата за содержание и текущий ремонт жилья, если они не производятся. Работа в этом направлении только начата. Например, в Тольятти помимо показателей качества коммунальных услуг планируется ввести показатели оценки качества работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда. Это будет способствовать повышению качества данных услуг, сообщает Информационно-аналитическое управление администрации Губернатора Самарской области.

*