"Я получаю Сталинскую премию, папа сидит в сталинском лагере и видит меня на экране". Людмила Шагалова — ГАЗЕТЕ
После премьеры фильма «Молодая гвардия» пятеро студентов – исполнителей главных ролей получили Сталинские премии. Среди них была и Людмила Шагалова. Роль Валерии Борц открыла ей дорогу в большое кино. Последовали десятки фильмов, знаменитых и не очень, но работа в «Молодой гвардии» для нее до сих пор одна из самых дорогих. С Людмилой Шагаловой беседовал Сергей Капков.
— В одном из интервью Инна Макарова сказала, что должна была сыграть Валю Борц, а снималась в роли Любки Шевцовой. С чего для вас началась «Молодая гвардия»?
— Сергей Герасимов сначала хотел, чтобы Любку сыграла я. Он увидел наш студенческий фильм, который снимали Стасик Ростоцкий и мой будущий муж, оператор Слава Шумский. По сюжету в Москву приезжал великий Чарли Чаплин, а я его встречала. Я выкрасила волосы в белый цвет, была худенькой и выглядела моложе своих лет, и Сергей Аполлинариевич увидел во мне идеальную Любку Шевцову. Но он не учел одного: я совсем не умела ни петь, ни танцевать. Во ВГИКе мы с Сережей Бондарчуком даже были освобождены от этих занятий. Но Герасимов предложил: «Ляль, давай репетировать!» Сцену выбрали совершенно невыгодную для меня, после чего я окончательно поняла, что роль не моя. Инна же очень хотела сыграть Любку и в итоге сыграла очень хорошо.
— В отличие от других студентов вы уже имели актерский опыт, и не только в студенческом кино.
— Да, будучи ребенком я снялась у Якова Протазанова в фильме «Семиклассники». Чем-то я ему приглянулась — наверное, из-за смешной внешности, из-за курносого носа. «Кнопка, а ты будешь артисткой», — сказал он как-то и решил дать моей героине имя Ляля. В титрах так и написали, Ляля Шагалова. Сколько лет прошло, а Людмилой Александровной меня мало кто называет.
— Этот опыт, по всей видимости, вам пригодился в работе над ролью Вали Борц — ведь вы многое внесли в этот образ от себя.
— Да, именно так. Протазанов научил меня быть сценаристом своей роли. Ну что такое, сказать четырнадцатилетней девочке «придумывай себе роль»?! Я и придумывала. Образ Вали Борц и в романе Фадеева, и в сценарии был совершенно не выписан, безлик. И я решила играть любовь к Сергею Тюленину. Нужно было создавать характер, чем-то оправдывать присутствие моей героини на экране. То я с него кепку за столом сниму, то еще какую-нибудь житейскую мелочь придумаю. Я предложила даже целый эпизод: когда Тюленин развешивал советские флаги, я заявила, что Валя Борц должна быть с ним. И Герасимов с этим согласился.
— А сама героиня как отнеслась к вашим выдумкам?
— Я ей очень признательна: она не сопротивлялась моим предложениям, не спорила. Прекрасно понимала, что для фильма так будет лучше. Но была очень недовольна мать Сергея Тюленина: она была настроена против Борц, против ее семьи. У Тюлениной вообще были свои взгляды на жизнь, непререкаемые понятия о традициях, о быте. Например, на спектакле она вдруг выкрикнула: «А что это мой Сережка по сцене все время босой ходит?! У него всегда ботиночки хорошие были!»
— Валерия Давыдовна Борц – одна из немногих молодогвардейцев, кому удалось выжить в той чудовищной чистке. Вы много общались?
— Да, мы с ней дружили. Она ушла из жизни в 1996-м. Познакомил нас Сергей Герасимов. Привел ее на репетицию в Театр-студию киноактера, где мы готовили сценическую версию «Молодой гвардии». В тот день я и Сережа Гурзо репетировали какой-то эпизод, импровизировали, что-то выдумывали. Вдруг в зал входит девушка в военной форме и с орденом Красной Звезды. Мы закончили, Герасимов подзывает нас и говорит: «Знакомьтесь, это та самая Валерия Борц». Я была в страшной растерянности. Думаю: ничего я тут лишнего не сделала?
— Внешне вы были похожи?
— Нет, абсолютно. На это Сергей Аполлинариевич сказал: «Неважно, главное, чтобы вы внутренне были похожи».
— Судя по всему, учиться вам было некогда: сначала репетировали и играли спектакль «Молодая гвардия», затем снимались…
— Да, поступила я во ВГИК в 1943-м, а уже в 1945-м Герасимов вывез нас в Краснодон, едва ли не всех студентов института сразу. Но перед этим мы долго играли спектакль на Малой сцене Театра-студии киноактера. Успех был колоссальный. На «Молодую гвардию» ходила вся Москва. Кто только у нас ни побывал — Эйзенштейн, Светлов, Мордвинов, Крючков, Марецкая! Дважды я видела в зале Ивана Козловского с закутанным горлом. Вернувшись из Краснодона, мы возобновили спектакль уже на Большой сцене. Ввели новых исполнителей, играли в два состава. Сергей Гурзо уехал на съемки фильма «Смелые люди», и на Тюленина Герасимов пригласил Жору Юматова. Играл он великолепно! Сергей Аполлинариевич потом жалел, что снимал не его.
— А как проходили съемки?
— Актеров селили в домах их героев, еще были живы родители молодогвардейцев, еще не стерлись в памяти все ужасы недавней трагедии. У меня до сих пор такое впечатление, что мы не снимались, а буквально прожили эти жизни. На съемки приезжали выжившие ребята, все болели за общее дело, переживали, были воодушевлены идеей и вдохновлены недавней Победой. Работали буквально на пределе — отсюда и пафос, и, может быть, излишняя патетичность.
— У Герасимова были помощники-режиссеры?
— Конечно. Это и Татьяна Лиознова, и Юрий Егоров, и Самсон Самсонов. Они тоже были студентами и начали работать над «Молодой гвардией» еще в институте, а затем в театре. Сценарий был поделен на куски, и каждый из них отвечал за свой эпизод.
— Говорят, после того как фильм заставили перемонтировать, у Сергея Герасимова случился инфаркт. Это правда?
— Сомневаюсь, что это правда. Сергей Аполлинариевич был человеком здоровым, а проблемы с сердцем у него начались много позже. Герасимову досталось и в процессе съемок, и после. Фильм, слава богу, не лег на полку, но был безжалостно изрезан цензурой, причем дважды. Практически вся роль Жени Моргунова – вымышленного предателя Почепцова полетела в корзину. А там были две огромные сцены: в одной он блистательно вел концерт молодогвардейцев перед фашистами, а другая, сцена допроса, была снята на предельно трагическом нерве. Почти ничего не осталось и от работы Сережи Бондарчука в роли Валько. Целиком выпал из фильма образ Шульги, которого играл Александр Хвыля. Жаль, что зрители не увидели «Молодой гвардии» в первоначальном варианте.
— В любом случае фильм имел бешеный успех…
— Не то слово! Машину с нами, «молодогвардейцами», в Иванове поднимали на руки! Раньше я только про Шаляпина такое читала. Мы входили в МГУ, и нас десять минут приветствовали аплодисментами, как Сталина. Мы стали национальными героями. Сейчас это, наверное, трудно себе представить. Да и рецензии на фильм вышли очень хорошие. Из молодых актеров больше всех хвалили нас с Гурзо и Инну Макарову. Ругали Володю Иванова: писали, что Кошевой на экране истеричен…
— Сталинские премии дали пяти студентам, в том числе и вам, хотя ваша героиня не была главным действующим лицом романа и фильма. Почему так получилось?
— Благодаря Александру Фадееву. Он сказал, что я сыграла больше, чем написано в романе. Фадеев был председателем комитета по Сталинским премиям, и он лично вычеркнул из списка Тамару Федоровну Макарову, сыгравшую мать Кошевого. Ему очень не понравилась ее работа. Из «взрослых» лауреатов остался только Виктор Хохряков. Поначалу нас вообще не собирались награждать, но вступился лично Сталин. «Они ж еще студенты!» — недоумевали чиновники. На это Сталин ответил: «Ничего, они уже артисты». Список лауреатов объявили по радио 6 апреля – в день моего рождения.
— На что потратили деньги?
— Купила шубу. Воплотила юношескую мечту.
— Дома вами гордились?
— Я сирота. Мама умерла, когда мне было два с половиной года. А папа – заместитель наркома танковой промышленности – оказался в местах не столь отдаленных. Несмотря на воинские заслуги, его арестовали и сослали в лагерь, на рудники. Он был уже пожилой человек, его пожалели и перевели на работу дворником. Он отрастил длинную бороду, разделил ее пополам и закладывал под шапку – грел уши. А поддерживала его моя слава, мой успех в «Молодой гвардии». Жизнь невероятна! Я получаю Сталинскую премию, папа сидит в сталинском лагере, туда привозят фильм, и он видит меня на экране! Он вернулся в 1954-м, а умер в 1982-м. Никогда не рассказывал о том времени. Лишь однажды признался, что лагерь снится ему едва ли не каждую ночь.
Актриса в законе
Народная артистка России Людмила Александровна Шагалова родилась 6 апреля 1923 года в Рогачеве (Белоруссия). В 1941-1943 годах работала на Челябинском тракторном заводе. В 1948 году окончила ВГИК и до 1994 года работала в Театре-студии киноактера. Снималась в фильмах «Верные друзья» (1954), «Дело № 306» (1956), «Самый медленный поезд» (1963), «Сказка о потерянном времени» (1964), «Дядюшкин сон» (1966), «Дача» (1973), «Не может быть!» (1975), «Усатый нянь» (1977), «Где находится нофелет?» (1987). За роль Вали Борц в «Молодой гвардии» (1948) получила Государственную (Сталинскую) премию СССР. По итогам ежегодного опроса зрителей, проводимого журналом «Советский экран», признана лучшей актрисой 1965 года за фильм «Женитьба Бальзаминова». Последняя работа в кино – участие в документальном фильме «По следам «Молодой гвардии» (1988). С начала 1990-х отказывается от появления на кино- и телеэкране. В шутку называет себя «актрисой в законе». Четыре года назад Людмила Александровна потеряла зрение, с друзьями и коллегами общается только по телефону.
29.03.2005
*