Колонка Антона Носика. Нас 17 600 000 человек (Газета)
В начале нынешней недели фонд «Общественное мнение» (ФОМ) обнародовал данные 10-го выпуска ежеквартального исследования «Интернет в России», проводимого с осени 2002 года. Свежие цифры, полученные в ходе последних опросов ФОМа, касаются демографии Рунета по состоянию на январь 2005 года. Абсолютная численность пользователей Интернета в России к началу нынешнего года составила, по оценке ФОМа, 17 миллионов 600 тысяч человек. Это на 300 тысяч больше аналогичного показателя прошлогодней осени и вдвое выше показателя двухлетней давности. Под общим числом пользователей подразумеваются все россияне, которые заходили в Интернет за последнее полугодие. Если брать трехмесячную аудиторию, то она, по последней оценке, составляет 16 миллионов. Месячную российскую аудиторию Сети ФОМ оценил в 14,7 миллиона, недельную — в 10,3 миллиона. При этом в суточной аудитории зафиксирован даже спад в абсолютных цифрах: вместо 5,5 миллиона минувшей осенью к январю 2005 года ежедневно в Интернет выходили лишь 5,2 миллиона россиян.
Это не единственный пример отрицательной динамики, выявленный в последнем исследовании ФОМа. Падает, например, доля лиц с высшим образованием среди пользователей Сети. Если летом 2004 года этот показатель составлял 43%, а осенью — 45%, то, по последним данным, доля пользователей с дипломом опустилась до 41% от общей российской интернет-аудитории. При этом доля пользователей с образованием ниже среднего выросла за квартал сразу вдвое — с 1 до 2%. Параллельно, хоть и не слишком ощутимо (тоже на 1%), снизилась за год доля пользователей с доходом более 100 долларов на одного члена семьи.
Все эти примеры отрицательной динамики предсказуемы и давно ожидаемы. Речь идет о естественном процессе превращения Интернета из элитарной забавы во всенародную, из достояния узкой прослойки в национальный ширпотреб. Доля Москвы в общей структуре географического распределения пользователей почему-то не снижается (сегодня, как и осенью 2002 года, жители столицы составляют 20% от общей численности россиян, имеющих доступ в Сеть), однако по абсолютным цифрам отчетливо виден рост регионального интернет-рынка. Осенью 2002 года за пределами Москвы в России насчитывалось 7,6 миллиона пользователей Сети; сегодня численность немосквичей в российском сегменте Интернета достигает 14 миллионов. В частности, в Южном федеральном округе число пользователей с осени 2002 года выросло с 1 до 2 миллионов человек, в Северо-Западном — с 1,1 до 2,6 миллиона. Еще более заметен прирост в Приволжском округе, где два года назад насчитывалось 1,3 миллиона пользователей Сети, а теперь этот показатель вплотную приблизился к 3 миллионам.
Разумеется, Москва сохраняет лидерство по уровню доходов пользователей и, следовательно, по уровню домашнего доступа, на долю которого в столице приходится 63% подключений к Сети, в то время как в среднем по стране этот показатель составляет 46%. Очевидно также, что москвичи имеют более высокое качество связи, чем «регионалы»; следовательно, в любую единицу времени они просматривают в Интернете больше страниц, чем пользователи из провинции. Эти данные не отслеживаются в опросах ФОМа, однако на них указывает аппаратная статистика разнообразных интернетовских «счетчиков», вроде рейтинга Rambler»s Top 100.
Любопытно, что за два года проведения исследований ФОМ не выявил сколько-нибудь заметной динамики в половом соотношении пользователей Интернета в России. Осенью 2002 года в Рунете насчитывалось 39% женщин, сегодня их там 41%. В Москве два года назад женщины составляли 40% от общего числа пользователей, сегодня — 43%. Желающий видеть здесь динамику имеет возможность ее отметить, однако в этих цифрах не просматривается ничего похожего на качественный сдвиг, да и неоткуда ему в сегодняшней России взяться.
К сожалению, в исследованиях ФОМа изначально отсутствуют сравнительные данные об аудитории наиболее посещаемых россиянами сайтов Всемирной паутины. Отказ от измерений такого рода начиная еще с первой волны исследования был связан с признанием того факта, что методика оффлайнового подсчета аудитории отдельных сайтов, будь то в личных интервью или телефонных опросах, всегда вызывает множество нареканий, и результаты подобных замеров, как правило, не пользуются доверием специалистов. Считается, что для решения давно известной проблемы интернетовской медиаметрии необходимо проведение полноценных панельных исследований с применением специализированной аппаратуры, как это делается при измерении посещаемости сайтов на Западе, или для оценки телевизионной аудитории в России. Стоимость подобных изысканий издавна служит препятствием для их внедрения на отечественной почве. Впрочем, в начале марта одновременно с волной публикаций о годовых оборотах интернет-рекламного рынка 2004 года в России (оцениваемого разными источниками в 35-45 миллионов долларов) компания TNS Gallup заявила о намерении всерьез заняться измерением аудитории ведущих рекламных площадок отечественного сегмента Сети в связи с очевидной перспективностью этой отрасли. Реакция основных игроков этого рынка на такую инициативу была сдержанно-доброжелательной. Редкий рекламоноситель станет возражать против своего включения в общую сводку, по которой ведущие рекламодатели страны распределяют свои бюджеты; однако любому ясно, что раскошеливаться на проведение этих качественно новых исследований придется в конечном итоге все же не Гэллапу, а тем площадкам, чью аудиторию он собирается оценивать.
29.03.2005
Антон Носик
***