Иностранцы не хотят на целину. Столица Казахстана отпугивает зарубежные авиакомпании
Западные авиакомпании отчаянно сопротивляются решению правительства Казахстана перенести их рейсы из крупнейшего города страны Алма-Аты в новую столицу Астану. Некоторые воздушные перевозчики обещают вообще прекратить полеты в Казахстан, если это указание не будет пересмотрено. Правда, России возникшая проблема не касается. Компания «Трансаэро», которая по межправительственному соглашению обслуживает маршруты между Россией и Казахстаном, уже десять лет летает и в Алма-Ату, и в Астану.
В начале марта министерство транспорта и коммуникаций Казахстана издало распоряжение о том, что с 1 сентября 2005 года все международные рейсы должны быть переведены в аэропорт Астаны. Этот город, прежде носивший названия Акмолинск, Целиноград, Акмола, в 1997 году стал официальной столицей суверенного Казахстана. Тем не менее центром деловой жизни республики осталась бывшая столица Алма-Ата, расположенная на полторы тысячи километров южнее. Представительства многих иностранных фирм и даже некоторые посольства предпочли остаться в Алма-Ате. Туда же продолжают летать все иностранные авиакомпании. Из аэропорта Астаны зарубежные рейсы выполняют только два авиаперевозчика: «Трансаэро», летающая в Россию, и национальная авиакомпания Air Astana, маршрутная сеть которой охватывает десяток европейских и азиатских столиц, в том числе и Москву. Казахские чиновники расценивают такое положение как политически неприемлемое. А западные авиаторы считают Астану непривлекательной с коммерческой точки зрения.
«Вопрос о международном воздушном сообщении относится к компетенции государства, и мы надеемся, что существующая проблема будет разрешена на государственном уровне, — заявил корреспонденту «Времени новостей» региональный директор авиакомпании Lufthansa в СНГ Гюнтер Отт. — Но мы, как коммерческая организация, обязаны заботиться об интересах наших акционеров. И если перед нами встанет выбор — огорчить наших акционеров сообщением, что из-за решения казахстанского правительства они понесут убытки, или же отказаться от полетов в Казахстан, то мы выберем второе».
По мнению г-на Отта, Астана не создает пассажиропотока, достаточного для поддержания рентабельности рейса в этот город.
Lufthansa занимает особое место в авиатранспортном бизнесе на территории СНГ. В этом регионе она летает в 17 пунктов назначения (из них десять в России) — это больше, чем любая другая иностранная авиакомпания. На маршруте между Баку и Ашхабадом она даже имеет коммерческие права «национального перевозчика» — уникальный случай в мировой практике. Национальные компании Азербайджана и Туркмении этот маршрут не обслуживают, уступив его немцам. На позицию Lufthansa в вопросе о переезде в Астану наверняка будут ориентироваться другие западные авиакомпании, работающие в Казахстане (KLM, British Airways и более мелкие).
Зато российская «Трансаэро» занимает по этому поводу прямо противоположную позицию. «Проблема переезда перед нами не стоит, — заявил «Времени новостей» заместитель генерального директора «Трансаэро» Сергей Быхал, — поскольку в ноябре 1995 году мы были первой иностранной компанией, открывшей рейсы в Астану, и с тех пор летаем туда постоянно». По словам г-на Быхала, его компания хотела бы увеличить частоту своих рейсов в столицу Казахстана с четырех в неделю до семи. Параллельно российская компания девять раз в неделю летает в Алма-Ату. Представитель «Трансаэро» отверг предположение, что маршрут этой компании в Астану является «политическим». По его словам, благодаря столичному статусу этого города рейс туда круглый год имеет «нормальную» загрузку.
Михаил КУКУШКИН
N°53
30 марта 2005 Время новостей
*